ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2012 года N 674

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

(в редакции Постановлений Правительства Республики Хакасия от 30.06.2014 N 298, от 15.07.2014 N 346, от 29.10.2014 N 549, от 30.03.2015 N 123, от 30.05.2017 N 259)


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Правительство Республики Хакасия постановляет:

1. Утвердить Стратегию действий в интересах детей в Республике Хакасия на 2012 - 2017 годы (далее - Стратегия) (приложение 1).

2. Создать Совет при Правительстве Республики Хакасия по реализации Стратегии действий в интересах детей в Республике Хакасия на 2012 - 2017 годы.

3. Утвердить Положение о Совете при Правительстве Республики Хакасия по реализации Стратегии действий в интересах детей в Республике Хакасия на 2012 - 2017 годы (приложение 2).

4. Утвердить состав Совета при Правительстве Республики Хакасия по реализации Стратегии действий в интересах детей в Республике Хакасия на 2012 - 2017 годы (приложение 3).

5. Совету при Правительстве Республики Хакасия по реализации Стратегии действий в интересах детей в Республике Хакасия на 2012 - 2017 годы представить до 15 ноября 2012 года на утверждение Правительства Республики Хакасия план реализации первоочередных мер на 2012 - 2014 годы по реализации Стратегии действий в интересах детей в Республике Хакасия на 2012 - 2017 годы.

6. Исполнительным органам государственной власти Республики Хакасия:

6.1. Организовать работу по реализации Стратегии действий в интересах детей в Республике Хакасия на 2012 - 2017 годы.

6.2. Предусматривать при формировании проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период бюджетные ассигнования на финансирование мероприятий Стратегии, реализуемых в рамках текущего финансирования, а также республиканских целевых программ, направленных на улучшение качества жизни детей и семей с детьми.

7. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов Республики Хакасия руководствоваться положениями Стратегии действий в интересах детей в Республике Хакасия на 2012 - 2017 годы при осуществлении деятельности, направленной на поддержку и защиту прав и законных интересов детей.

8. Рекомендовать Администрации Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия (В.А. Никонов) обеспечить информационное сопровождение хода реализации Стратегии действий в интересах детей в Республике Хакасия на 2012 - 2017 годы.

Исполняющий обязанности Главы
Республики Хакасия - Председателя
Правительства Республики Хакасия
Ю.ЛАПШИН


Приложение 1
Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Хакасия
от 09.10.2012 N 674

СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

 (в редакции Постановлений Правительства Республики Хакасия от 30.06.2014 N 298, от 15.07.2014 N 346, от 29.10.2014 N 549, от 30.05.2017 N 259)


 I. Введение


В Республике Хакасия в соответствии с национальными приоритетами проводится последовательная работа по реализации и обеспечению государственных гарантий по созданию условий для полноценного развития и воспитания подрастающего поколения, защите прав детства.

Современная социально-экономическая ситуация требует межведомственного, межсекторального, межуровневого скоординированного подхода к решению социальных проблем детей и семей с несовершеннолетними детьми. Существует необходимость совершенствования действующей системы социальной и экономической поддержки семей с детьми, правовой защищенности детей, улучшения качества жизни семей и детей. Защита прав и интересов детей, обеспечение их полноценного духовного, физического, психического, интеллектуального развития должны стать ключевыми приоритетами федеральной и региональной семейной политики.

Улучшение качества жизни семей с несовершеннолетними детьми, поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальная адаптация и интеграция в общество детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства, выявление, развитие, поддержка и сопровождение одаренных детей, организация отдыха и оздоровления детей являются неотъемлемой частью региональной семейной политики, политики в интересах детей и приоритетными направлениями социально-экономического развития Республики Хакасия.

Стратегия действий в интересах детей в Республике Хакасия на 2012 - 2017 годы (далее - региональная стратегия) разработана на основании Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, в соответствии с приоритетами и задачами Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года и в целях дальнейшего развития региональной семейной политики и политики в интересах детей.

Региональная стратегия определяет приоритеты для осуществления действий в интересах детей и семей с несовершеннолетними детьми в Республике Хакасия на период до 2017 года. Документ необходим для формирования в республике единого подхода органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества к целям, задачам, направлениям деятельности и первоочередным мерам по решению наиболее актуальных проблем семьи и детства.

Решению многих вопросов в сфере защиты детства способствует реализация в республике приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года, Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Дальнейшее развитие получила нормативная база, направленная на совершенствование деятельности по обеспечению прав и законных интересов детей. Только за пять последних лет принято 50 законов Республики Хакасия и 131 постановление Правительства Республики Хакасия в сфере защиты детства.

Расширены меры социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных. Усилены меры по социальной защищенности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, активизировалась работа по обеспечению их жильем.

Дальнейшее развитие получила система социального обслуживания семей и детей, которой принадлежит важная роль в профилактике семейного и детского неблагополучия.

В рамках реализации долгосрочных республиканских целевых программ "Дети Хакасии" и "Профилактика правонарушений, обеспечение безопасности и общественного порядка в Республике Хакасия" в семи территориальных управлениях социальной поддержки населения введены дополнительные ставки специалистов по социальной работе, осуществляющих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в 13 территориях - ставки специалистов по социальной работе по сопровождению семей с детьми-инвалидами.

Принят дополнительный комплекс мер для многодетных семей, в том числе предоставление на бесплатной основе земельных участков.

Удельный вес семей с детьми, получивших услуги в учреждениях социального обслуживания и территориальных управлениях социальной поддержки населения, к общему количеству семей с детьми за 2011 год увеличился по сравнению с 2007 годом в 2,2 раза.

За последние 5 лет в 2,5 раза сократилось число выявленных и поставленных на учет в органах социальной защиты семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.

В целом удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения в 2011 году в республике уменьшился по сравнению с 2007 годом в 2,6 раза.

Укрепились положительные тенденции в организации отдыха и оздоровления детей. В целом организованными формами отдыха и оздоровления в 2011 году было охвачено 82,2% детей школьного возраста.

Эффективность оздоровления детей в летних оздоровительных учреждениях увеличилась с 85% в 2007 году до 98% в 2011 году. Консолидированный объем финансовых средств, направленных на оздоровление, отдых и занятость детей в Республике Хакасия в 2011 году, составил 396,9 млн. рублей (2007 год - 210,8 млн. рублей), в том числе средства республиканского бюджета Республики Хакасия увеличились с 35,4 млн. рублей в 2007 году до 214,8 млн. рублей в 2011 году.

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.06.2014 N 298)

В течение последних 5 лет отмечается стабильное снижение уровня подростковой преступности (с 10,6% в 2007 году до 7% в 2011 году), соответственно, снизилось число несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел (с 1450 детей в 2007 году до 775 детей в 2011 году).

Продолжается развитие системы медико-социальной реабилитации детей-инвалидов и социальной помощи семьям с детьми-инвалидами. Удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях, от общего числа детей-инвалидов, проживающих в республике, увеличился с 39,2% в 2008 году до 46,5% в 2011 году.

В республике созданы новые формы социального обслуживания семей с детьми-инвалидами, внедряются новые технологии и методики работы.

Используемый программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является действенным инструментом реализации мер по улучшению положения семей и детей.

С 2009 года Республика Хакасия принимает участие в конкурсах социальных проектов и региональных программ, проводимых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. При сотрудничестве с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Республике Хакасия реализуются региональные программы "Содействие" на 2009 - 2011 годы, "Становление" на 2010 - 2012 годы, "Выбор пути" на 2011 - 2013 годы и социальные проекты в сфере профилактики семейного и детского неблагополучия, реабилитации и сопровождения детей-инвалидов и их семей. В 2012 году жители республики приняли активное участие во Всероссийской акции "Добровольцы - детям", направленной на всестороннюю поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Исполнение программных мероприятий, предусмотренных государственными программами Республики Хакасия, позволило создать службы сопровождения неблагополучных и замещающих семей, открыть отделения социальной реабилитации для различных категорий детей, усовершенствовать формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, оснастить учреждения социального обслуживания населения новым техническим оборудованием, службы сопровождения замещающих семей - автотранспортом, разработать и апробировать реабилитационно-коррекционные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.06.2014 N 298)

Республика Хакасия является участником широкомасштабной общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. С 1 ноября 2010 года на базе службы экстренной социально-психологической помощи начал работу детский телефон доверия с единым общероссийским номером.

В целях обеспечения защиты прав, свобод и интересов детей в Республике Хакасия Законом Республики Хакасия от 26.10.2011 N 90-ЗРХ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Хакасия" введена должность Уполномоченного по правам ребенка.

Вместе с тем остаются проблемы, связанные с формированием благоприятных условий для жизнедеятельности детей.

Демографическая ситуация в Республике Хакасия характеризуется как достаточно сложная. Несмотря на повышение уровня рождаемости, в республике наблюдается сокращение числа детей и подростков в возрасте до 18 лет, снижается численность и доля детей в общей структуре населения. Так, за последние 5 лет численность детского населения снизилась с 114,1 тыс. человек до 111,6 тыс. человек, доля детей в общей структуре населения также снизилась с 21,3% до 21%.

Остается высоким риск бедности при рождении детей, особенно в молодых, многодетных и неполных семьях. Уровень бедности в семьях с детьми существенно выше, чем в целом по республике. На начало 2012 года 28,9% семей с детьми имели среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, тогда как в целом по республике в этот период 19% граждан от общей численности населения республики имели среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума.

Существующая система государственных минимальных социальных гарантий, в том числе в сфере государственной поддержки семей с детьми, не обеспечивает равных гарантий для семей, имеющих детей.

Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.

Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства настоятельно требуют от органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.


1. Основные проблемы в области детства


Основными проблемами в области детства в Республике Хакасия являются:

- высокое число семей с несовершеннолетними детьми, нуждающихся в поддержке государства;

- недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей;

- недостаточная укомплектованность необходимыми медицинскими кадрами учреждений здравоохранения, снижающая доступность оказания медицинской помощи;

- качественное изменение образовательно-культурного и личностного уровня развития детей, ухудшение состояния их здоровья;

- нехватка мест в дошкольных образовательных организациях;

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.06.2014 N 298)

- высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;

- наличие семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;

- социальная изолированность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении);

- нарастание рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;

- распространенность наркологических расстройств среди детей и подростков;

- рост числа ВИЧ-инфицированных жителей, в том числе детей;

- слабая, не соответствующая современным требованиям и запросам материально-техническая база и инфраструктура государственных и муниципальных учреждений, предоставляющих государственные услуги детям и семьям с несовершеннолетними детьми;

- недостаточно эффективное межведомственное взаимодействие субъектов профилактики в работе с детьми и подростками групп риска на муниципальном и республиканском уровнях в учреждениях, осуществляющих работу с детьми;

- недостаточная скоординированность действий между ведомствами, обеспечивающими услуги дополнительного образования детей и молодежи;

- отсутствие возможностей трудоустройства детей, проживающих на территории Республики Хакасия;

- отсутствие действенной системы, обеспечивающей реальное участие детей в решении вопросов, затрагивающих непосредственно их интересы.


2. Ключевые принципы региональной стратегии


2.1. Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Республике Хакасия должны быть созданы условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с целью сохранения для ребенка биологической семьи. Как крайняя мера должно применяться лишение родительских прав с последующим устройством детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

2.2. Защита прав ребенка. В Хакасии должны работать механизмы реагирования на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включающие диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»