Недействующий

Об утверждении Республиканской целевой программы "Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия" на 2013 - 2018 годы (с изменениями на 16 октября 2017 года)



Таблица 5 - Индексы потребительских цен на товары и услуги в Республике Мордовия, в % к предыдущему году

Показатели

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

1

2

3

4

5

6

7

Все товары и услуги

112,3

114,4

109,1

109,5

106,0

106,0

Все товары

112,0

114,4

109,2

109,7

-

-

Продовольственные товары

115,4

119,1

105,7

113,8

102,1

106,3

Продовольственные товары без алкогольных напитков

116,2

120,2

104,8

114,8

-

-

Алкогольные напитки

111,1

112,5

109,9

108,7

-

-

Непродовольственные товары

108,2

109,8

112,2

105,7

106,0

103,8

Услуги

113,4

114,1

108,6

108,5

109,7

109,8


Индекс потребительских цен на все товары и услуги в Республике Мордовия в 2012 году составил 106,0% (в том числе по продовольственным товарам - 106,3%, непродовольственным - 103,8% и услугам - 109,8%). За анализируемый период индекс потребительских цен постоянно изменялся. Если до 2008 года отмечалось увеличение данного показателя, то начиная с 2009 года наблюдается тенденция снижения индекса потребительских цен в республике. Факторами, влияющими на сложившуюся ситуацию, являются государственное регулирование инфляционных процессов и изменение цен производителей продукции.


Стоимость минимального набора продуктов питания, рассчитанного по среднероссийским нормам потребления, в 2012 году в Республике Мордовия составляла 2269,82 рубля и увеличилась по сравнению с 2007 года в 1,7 раза. Среди регионов ПФО Республика Мордовия по данному показателю занимает 10 место, минимальное значение - 2089,82 рубля в Саратовской области, максимальное значение в Пермском крае - 2598,96 рубля.


Потребительский спрос на товары, реализуемые в розничной торговле региона, определяется уровнем и динамикой доходов населения, распределением населения по доходным группам. В 2007 - 2012 годах наблюдался рост уровня и качества жизни населения в республике, что привело к увеличению его покупательной способности, возрастанию потребления основных продуктов питания и росту покупок непродовольственных товаров в домохозяйствах региона.


Наряду с потребителями со средним и высоким уровнем дохода в республике существуют группы потребителей с доходом ниже величины прожиточного минимума (19,4% в 2011 году), в отношении которых требуются меры социальной поддержки со стороны региональных органов власти. В настоящее время на территории республики действуют 7 социальных магазинов, оказывающих поддержку малоимущим гражданам. Однако социально ориентированные торговые точки располагаются на территории региона крайне неравномерно и их недостаточно.


В целях стабилизации цен в Республике Мордовия проводятся ярмарки по продаже товаров. Так, за 2012 год на территории Республики Мордовия проведено 953 ярмарки, что на 37% больше, чем в 2010 году. В городском округе Саранск проведено 75 ярмарок (рост к прошлому году на 17%), из них - 48 ярмарок "выходного дня". С 2011 года в Октябрьском районе г. Саранска на постоянной основе проводится ярмарка по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции в формате ярмарки "выходного дня".


Открытие крупными торговыми сетями магазинов эконом-класса ("Магнит", "Копейка" и др.) - одна из самых реальных возможностей обеспечить низкодоходные группы населения республики относительно дешевыми товарами. Снижению цен и увеличению ценовой и территориальной доступности товаров в магазинах республики способствует также открытие магазинов фирмами - производителями товаров (ГУП Республики Мордовия "Тепличное", ОАО "Ламзурь", ОАО "Птицефабрика "Октябрьская", ОАО "Птицефабрика "Атемарская" и др.). Развитие сети фирменных магазинов способствует насыщению рынка продукцией местных производителей и является стратегической задачей региональных органов власти.


В настоящее время в торговых точках Республики Мордовия представлена значительная доля продукции собственного производства: хлеба и хлебобулочных изделий (90%), молочных продуктов (85%), сыра (78%), колбасных изделий (75%), ликероводочной продукции (72%). В то же время остается низкой доля местных товаров в ассортименте кондитерских изделий (20%), пива (40%).


Оптовая торговля является важным звеном распределения товаров. Она обеспечивает ускорение процессов товародвижения по всем каналам распределения продукции, преобразует производственный ассортимент в торговый и выступает проводником массы товаров на потребительский рынок. Оптовая торговля относится к категории динамично развивающихся отраслей экономики. Все большее число оптовых фирм в России и за рубежом используют в своей деятельности новые методы и технологии, что позволяет оптимизировать все производственные и финансовые операции, снижать цены и улучшать качество обслуживания потребителей. Многие дистрибьюторы в настоящее время оснащены современными операционными системами учета товаров, работающими в режиме реального времени, автоматизированными системами оформления счетов и заказов. Современные технологии проникают в сферу складского хозяйства, где успешно используется компьютерная и другая техника.


В 2012 году на территории Республики Мордовия осуществляли свою деятельность 36292 предпринимателя в сфере оптовой торговли (21451 юридическое лицо, 14841 индивидуальный предприниматель). 73,4% оптового товарооборота в регионе приходится на крупные и средние организации оптовой торговли. В республике наблюдается тенденция активизации организаций малого предпринимательства в сфере оптовой торговли. В 2011 году количество вновь зарегистрированных оптовых организаций возросло в сравнении с 2007 годом в 2,4 раза. Это свидетельствует о достаточно благоприятном предпринимательском климате в этой сфере деятельности. В структуре продукции производственно-технического назначения, реализуемой оптовыми организациями, значительный удельный вес занимают бензин автомобильный, топливо дизельное, отходы и лом черных и цветных металлов; в структуре потребительских товаров - колбасные изделия, молоко, кондитерские изделия.


Важным показателем, характеризующим развитие этой сферы торговли, является оптовый товарооборот. Объем оборота оптовой торговли за анализируемый период увеличился в 2,5 раза и составил в 2012 году 56,0 млрд. рублей (таблица 6). Растущие темпы роста экономики республики, объемов импорта, повышение устойчивости банковской системы и денежных доходов населения, способствовали наращиванию оборота оптовой торговли.