Виды товаров | 2011 год | |
розничная продажа товаров, тыс. рублей | товарная структура, в % к итогу | |
1 | 2 | 3 |
Мясо (включая мясо домашней птицы и дичи), продукты и консервы из мяса | 4916214 | 9,3 |
из них: мясо животных | 1373977 | 2,6 |
мясо домашней птицы | 1066367 | 2,0 |
продукты из мяса | 2390582 | 4,5 |
Рыба и морепродукты | 1417424 | 2,7 |
Пищевые масла и жиры | 1029380 | 1,9 |
Молочные продукты | 3900280 | 7,4 |
из них: цельномолочная продукция | 2240999 | 4,2 |
из нее молоко питьевое | 1471476 | 2,8 |
Яйцо птицы | 614758 | 1,2 |
Сахар | 490972 | 0,9 |
Кондитерские изделия | 2405622 | 4,5 |
Свежие овощи | 1245911 | 2,4 |
Свежие фрукты | 1360865 | 2,6 |
Обувь кожаная | 2065732 | 3,9 |
Верхняя одежда | 3297709 | 6,2 |
Фармацевтические, медицинские товары | 2130971 | 4,0 |
Мебель бытовая | 1224108 | 2,3 |
Бензины автомобильные | 4830937 | 9,1 |
Автомобили легковые | 2651874 | 5,0 |
Бытовые электротовары | 1090217 | 2,1 |
Строительные материалы | 1263217 | 2,4 |
Прочие | 17011395 | 32,1 |
Итого | 52995000 | 100 |
На территории республики в 2012 году функционировало 4617 торговых точек, из них 1346 (29%) продовольственных магазинов, 1581 (34%) непродовольственных, 1369 (30%) смешанных, 335 (7%) нестационарных торговых объектов (рисунок 1)*. В сравнении с 2011 году их количество увеличилось на 42 торговых точки за счет увеличения количества непродовольственных и смешанных объектов торговли.
________________
* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Прекращение деятельности ряда торговых объектов нестационарной сети (48 ед.) в 2012 году произошло в связи с нерентабельностью бизнеса и изменением архитектуры городского округа Саранск. Наблюдалось, прежде всего, прекращение деятельности мелких индивидуальных предпринимателей, занимающихся торгово-посреднической деятельностью, в связи с их неконкурентоспособностью на потребительском рынке. В то же время в 2011 - 2012 годах открылись новые сетевые магазины и современные супермаркеты: "Магнит", "Eurospar", "Маяк", торговые центры "Гулливер", "Глобус", "Дом мебели", и др. Расширилась фирменная сеть таких региональных розничных организаций, как "Товарищ", "Городок", "Эверест".
Обеспеченность населения Республики Мордовия торговыми площадями на тысячу жителей составляет 405,1 кв. м (при нормативе 410,9 кв. м на 1000 человек). Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Республики Мордовия, в том числе для входящих в ее состав муниципальных образований, представлены в приложении 1.
В сравнении с 2011 годом торговая площадь в Республике Мордовия возросла на 12,3 процента. Для сравнения, средняя обеспеченность стационарными торговыми площадями населения г. Москвы составляет 743 кв. м на 1000 жителей. В Центральном административном округе этот показатель самый высокий - 1500 кв. м, хотя это несколько ниже, чем в Берлине - 1700 кв. м на 1000 жителей, Лос-Анджелесе - 1800 кв. м, Хьюстоне - 2300 кв. м.
Низкий уровень обеспеченности торговыми площадями в 8 муниципальных районах республики: Лямбирском районе - 123,8 кв. м на 1000 жителей (30,1% от норматива), Ст.Шайговском районе - 101,2 кв. м (24,6% от норматива), Ковылкинском районе - 63,5 кв. м (15,5% от норматива), Дубенском районе - 34,8 кв. м (8,5% от норматива); Кочкуровском районе - 32,4 кв. м (7,9% от норматива), Рузаевском районе - 29,3 кв. м (7,1% от норматива). Самая низкая обеспеченность торговыми площадями населения в Инсарском районе - 19,3 кв. м (4,7% от норматива) и Ромодановском районе - 8,5 кв. м (2,1% от норматива) (таблица 4).