Недействующий

Об утверждении Республиканской целевой программы "Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия" на 2013 - 2018 годы (с изменениями на 16 октября 2017 года)



Таблица 1 - Динамика оборота розничной торговли в Республике Мордовия за 2007 - 2012 годы

Год

Оборот, млн. рублей

Индекс физического объема,

% к предыдущему году

1

2

3

2007

29179

121,6

2008

39520

117,8

2009

44112

98,9

2010

48410

103,0

2011

52995

101,1

2012

57693

104,4


Данные таблицы 1 свидетельствуют об увеличении оборота розничной торговли в абсолютном выражении за 2007 - 2012 годы на 28,5 млрд. рублей, что обусловлено ростом реальных располагаемых доходов, повышением уровня и качества жизни населения, улучшением качества и расширением ассортимента предлагаемой продукции.


По индексу физического объема оборота розничной торговли среди регионов ПФО Республика Мордовия в 2012 году находилась на 12 месте (темп роста - 104,4%), на первом месте была Республика Татарстан с объемом товарооборота 650696,8 млн. рублей и темпом роста 116,4% (к соответствующему периоду предыдущего года).


В 2012 году оборот розничной торговли на 85,8% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка, доля продаж на рынках и ярмарках составила 14,2% (в 2011 году - 14,6%). Снижение доли продаж товаров на рынках и ярмарках обусловлено тем, что для покупателей более привлекательными являются формы стационарной торговли.


Оборот розничной торговли на душу населения в республике в 2012 году составил 70,2 тыс. рублей и увеличился по сравнению с 2007 годом в 2 раза. Среди регионов Приволжского федерального округа Республика Мордовия имеет самое низкое значение данного показателя (14 место), а самый высокий показатель у Республики Татарстан - 171,4 тыс. рублей, или в 2,5 раза больше.


В 2012 году население республики приобрело продовольственных товаров на сумму 29661,7 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,8% больше, чем в предыдущем году. В структуре оборота розничной торговли их удельный вес составил 51,4%, непродовольственных товаров - 48,6 процента. Это свидетельствует о некоторой деформированности структуры потребительского спроса, так как население республики вынуждено тратить значительную часть своих доходов на продукты питания. Еще хуже данное соотношение в ряде районов республики. В 2011 году в Атюрьевском районе оно составляло 90,3% и 9,7%, в Лямбирском районе - 82,3% и 17,7%, в Кочкуровском - 81,3% и 18,7%, соответственно. Более того, с 2007 года в целом по республике и муниципальным районам наблюдалась тенденция увеличения доли продовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота (таблица 2).