Недействующий

Об утверждении Республиканской целевой программы "Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия" на 2013 - 2018 годы (с изменениями на 16 октября 2017 года)



1. Характеристика современных проблем развития потребительского рынка


Потребительский рынок Республики Мордовия в 2007 году характеризовался динамичным развитием, что было обусловлено стабилизацией социально-экономических процессов, ростом промышленного производства и реальных денежных доходов населения, и, как следствие, повышением емкости потребительского рынка, улучшением его конъюнктуры.


В торговле, общественном питании и бытовом обслуживании населения Республики Мордовия формируется около 18% валового регионального продукта и занято 24,6% работающих (с учетом индивидуальных предпринимателей и наемных работников). Расходы населения на приобретение товаров и оплату услуг занимают 80% в структуре используемых денежных доходов населения республики.


Потребительский рынок характеризуется достаточно высокой инвестиционной привлекательностью, о чем свидетельствует постоянный рост количества торговых организаций. На территории республики в 2012 году функционировало 4617 торговых точек. В сравнении с 2011 годом их количество увеличилось на 42 торговые точки. В 2011 - 2012 годах открылись новые сетевые магазины и современные супермаркеты.


Рост и быстрое обновление потребностей создали благоприятные условия для развития розничной торговли и роста товарооборота.


Развитие потребительского рынка, насыщение его товарами и услугами способствуют повышению уровня и качества жизни населения. В то же время рост денежных доходов населения служит главным фактором, оказывающим влияние на величину и структуру спроса на потребительском рынке.


Процессы формирования и развития среднего класса оказывают существенное влияние на структуру потребительского рынка. Размеры потребительского рынка в значительной мере зависят от спроса на товары и услуги со стороны среднего класса, который составляет в России 33% от общей численности населения. У среднего класса концентрируется около 60% всех денежных доходов и двух третьих всех сбережений. Повышение доли среднего класса в общей численности населения будет способствовать росту платежеспособного спроса населения и расширению потребительского рынка.


Наметившаяся в Республике Мордовия тенденция роста денежных доходов населения обеспечила повышение покупательской способности. В 2007 - 2012 годах в республике наблюдался устойчивый рост объемов розничного товарооборота (в 1,98 раза) и платных услуг в связи с увеличением доходов населения и ростом цен на услуги. В структуре бюджетов домохозяйств наибольшая доля приходится в настоящее время на оплату жилищно-коммунальных услуг - 42,7%, услуг связи - 18,0%, бытовых услуг - 11,8 процента.


Более чем в 2 раза в анализируемом периоде увеличился оборот общественного питания. Однако, несмотря на его положительную динамику, Республика Мордовия отстает от общероссийского показателя в 2 раза.


В настоящее время структура потребительского рынка претерпевает изменения, связанные с увеличением доли покупок в супермаркетах, гипермаркетах. Происходит смещение потребительских интересов из области покупки товаров экономкласса в область более высококачественных товаров. В связи с расширением ассортимента предоставляемых бытовых услуг растет их доля в структуре затрат домохозяйств. Вследствие роста доходов населения повышается доля расходов на непродовольственные товары, бытовые услуги и услуги общественного питания в структуре совокупных расходов.


В последнее десятилетие произошли значительные изменения в инфраструктуре потребительского рынка. Высокими темпами развивались корпоративные торговые сети, являющиеся новым торговым форматом на потребительском рынке России, сокращалась доля нецивилизованной рыночной торговли на продуктовых и вещевых рынках, продолжался процесс универсализации торговых организаций. Если потребительский рынок России будет развиваться по сценарию стран Западной Европы и США, то, несомненно, в ближайшие годы корпоративные торговые сети станут основным форматом в сфере розничной торговли.


В основу деятельности корпоративных торговых сетей заложен эффект масштаба, который позволяет им в качестве одного из основных конкурентных преимуществ в сравнении с другими стационарными торговыми организациями, минимизировать розничные цены, способствуя привлечению большего количества потребителей, ориентированных на снижение совокупных потребительских расходов на продукты питания при абсолютном увеличении потребительского набора. Все большая часть населения Российской Федерации готова платить больше за гарантированное качество товаров и услуг, более широкий ассортимент товаров и удобство процесса покупки.


Формирование крупных федеральных и региональных торговых сетей приводит к созданию логистических и дистрибуционных центров, разработке и применению мультимодальных перевозок, образованию новой подотрасли торговли, отличающейся высокой степенью информатизации.


Достоинства сетевой организации быстро осваивают и другие секторы потребительского рынка. Широкий рост сетей отмечен и в секторе общественного питания: в секторе ресторанов (10 сетевых операторов управляют 70 точками обслуживания), "фаст-фуда" (9 крупнейших сетей объединяют 120 точек). На сети быстрого питания, по мнению экспертов, приходится 60% всей выручки. Данный сегмент потребительского рынка растет в России гораздо быстрее, чем даже в США, где на долю фаст-фуда приходится только 39% рынка. Ресторанная сеть Kentucky Fried Chicken (KFC) планирует увеличить количество точек в РФ к 2015 году до 300, т.е. в 2 раза. Этому способствует постепенное распространение в России франчайзинга, который является наиболее перспективным направлением развития потребительского рынка.


Потребительские рынки г. Москвы и г. Санкт-Петербурга все ближе подходят к уровню насыщения и активной конкуренции за покупателя. Поэтому интересы крупных игроков начинают активно перемещаться в регионы, где растет покупательная способность населения, более низкий уровень конкуренции, в том числе и со стороны иностранных сетей, а также имеется достаточный выбор торговых площадей и свободных площадок под строительство.