Недействующий

Об утверждении Республиканской целевой программы "Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия" на 2013 - 2018 годы (с изменениями на 16 октября 2017 года)



Таблица 4 - Муниципальные районы Республики Мордовия, имеющие уровень обеспеченности торговыми площадями ниже нормативного значения (2012 год)

N

Муниципальные районы

Обеспеченность торговыми площадями на 1000 человек, кв. м

% от норматива

1

2

3

4

1

Лямбирский

123,8

30,1

2

Старошайговский

101,2

24,6

3

Ковылкинский

63,5

15,5

4

Дубенский

34,8

8,5

5

Кочкуровский

32,4

7,9

6

Рузаевский

29,3

7,1

7

Инсарский

19,3

4,7

8

Ромодановский

8,5

2,1


В 2012 году на территории Республики Мордовия функционировало 30 розничных рынков, из них 27 универсального типа, 3 специализированных рынка (2 - по продаже продовольственной группы товаров и 1 - по продаже автомобилей и автозапчастей). Действующие розничные рынки занимают площадь 239,7 тыс. кв. метров. В г. Саранске в 2012 году функционировало 7 универсальных и специализированных рынков с общей площадью 89,8 тыс. кв. м. Во исполнение Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ" были разработаны и утверждены планы перспективного развития рынков: ООО "Ринг", ООО "Рынок-Данко", ООО "МАМИ" ("Кировский" рынок), ООО "Тонус-Экстра" (рынок "Заречный"), ООО "Юго-Западный рынок", по которым предусмотрено поэтапное строительство и реконструкция.


Рынки реконструируются в современные торговые центры, что соответствует требованиям цивилизованной торговли европейского уровня и современным технологиям розничной торговли. Преобразование рынков способствует повышению уровня контролируемости качества и безопасности реализуемых товаров.


На розничных рынках Республики Мордовия имеется 8791 торговое место, из них торговых мест по реализации продовольственных товаров 2900 и 5891 - по продаже непродовольственных товаров.


Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" с 1 января 2013 г. торговля на розничных рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, должна осуществляться только в крытых помещениях. Использование в этих целях временных сооружений запрещается. В настоящее время в республике в капитальных зданиях размещены всего 3 универсальных рынка (ОАО "Центральный рынок", ООО "Юго-западный рынок" г. Саранск, ООО "Универсальный рынок "Привокзальный" в п. Чамзинка) и 1 специализированный розничный рынок в п. Тургенево Ардатовского муниципального района.


В Республике Мордовия наблюдаются также изменения в инфраструктуре потребительского рынка. Если в предыдущие периоды на потребительском рынке доминировали магазины средних и мелких форматов, то в настоящее время более востребованными являются крупные сетевые магазины. Тем не менее, для республики характерен низкий уровень проникновения федеральных торговых сетей в сферу розничной торговли. В 2012 году оборот торговли розничных торговых сетей в Республике Мордовия составил 7530,2 млн. рублей, что на 24,7% больше, чем в 2011 году. Доля оборота розничных торговых сетей в обороте розничной торговли по всем каналам реализации составляет - 13,0%, тогда как в целом по Российской Федерации данный показатель равен 35 процентам. Для сравнения в Дании на сетевые структуры приходится 83%, во Франции - 78% оборота розничной торговли.


В республике успешно функционируют такие крупные сетевые структуры как "Деловой союз", "Евроспар", "Юнимос", "Аркона", "Эльдорадо", "Перекресток" и др. Торговые сети привлекают внимание потребителей благодаря производству собственной продукции. Так, в сетях "Деловой союз", "Маяк" действуют кондитерские, мясные цеха, цеха по производству полуфабрикатов, салатов. Эти магазины работают с разными сегментами потребителей, имеют ассортимент товаров до 20 тысяч наименований. В соответствии с потребительскими предпочтениями сетевые магазины изменяют ассортимент товаров и формируют его по приемлемым для покупателей ценам. Централизация и высокий уровень управления за счет привлечения квалифицированных специалистов позволяют торговым сетям избежать многих недостатков, характерных для отдельных магазинов.


Сетевая торговля характеризуется современными формами и методами обслуживания покупателей. Развиваются новые форматы магазинов, современные торговые центры и огромные моллы. Организации розничной торговли оснащаются передовыми технологиями ведения бизнеса, располагают современными помещениями. В декабре 2010 г. в г. Саранск открылся торгово-развлекательный комплекс "Огарев Plaza" общей площадью около 10 тыс. кв. м. В торговом комплексе представлены товары брендовых торговых марок (одежда, обувь и аксессуары, бытовая техника), комплекс развлекательных услуг, соответствующий современным требованиям. В 2011 году начал свою работу супермаркет сети "Eurospar". На торговой площади 2500 кв. м представлен большой ассортимент продуктов и сопутствующих товаров. В 2012 году открылись ТЦ "Планета" площадью более 7000 кв. м и ТЦ "РИО" (общая площадь 20000 кв. м).


В республике установлено 607 POS-терминалов для обслуживания электронных средств платежа (пластиковых банковских карт). Это всего 15% от общего количества торговых точек. Торговые организации часто отказываются от установки электронных терминалов, причиной этого является высокий банковский процент за обслуживание данных устройств. Так, POS-терминалы не установлены в магазинах "Чамзинские продукты", "Мордовская водка", торговых сетях "Товарищ", "Эверест" и др. Отсутствие безналичных расчетов в торговых точках республики снижает уровень и качество обслуживания потребителей.


Наиболее востребованным форматом торговли в республике является формат "магазин у дома", расположенный в радиусе территориальной и пешеходной доступности для населения. Сохраняется проблема территориальной и ценовой доступности товаров в сельской местности, особенно в обеспечении жителей отдаленных и малочисленных деревень, где уровень продаж на 1 жителя почти в 2 раза ниже среднереспубликанского показателя. Организация торговли в сельской местности является для предпринимателей непривлекательным бизнесом. Создание дорогостоящих объектов торговой инфраструктуры в отдаленных, малонаселенных сельских районах связано с рисками инвестирования и отсутствием гарантий получения прибыли, низким уровнем покупательной способности сельского населения, сезонностью спроса, недостатком трудовых ресурсов, плохими дорогами и другими факторами. Улучшение обеспечения жителей сельской местности потребительскими товарами является одной из основных задач органов власти в сфере торговли.


В республике также недостаточно развита инфраструктура придорожного сервиса. Не созданы необходимые условия для привлечения инвесторов в этот сектор экономики. Объекты придорожной торговли не обеспечивают надлежащее торговое обслуживание и иные сервисные услуги участникам дорожного движения. Объекты придорожного сервиса размещаются вдоль автомагистралей крайне неравномерно, зачастую хаотично и в основном вблизи городов. На отдельных участках автодорог Республики Мордовия магазины, пункты питания, автозаправочные станции расположены подряд через расстояние в 20 - 30 км, в то же время на других участках на протяжении 100 км и более нет торговых точек для приобретения продуктов питания и др. объектов придорожного сервиса.


Одним из важных показателей, характеризующих развитие розничной торговли, является качество товаров, поступающих на потребительский рынок. Качество отечественных и импортных товаров, поступивших на потребительский рынок Республики Мордовия в период с 2007 по 2012 год, несколько улучшилось, особенно продуктов питания. В то же время в 2011 году достаточно большое количество некачественных товаров импортного и отечественного производства было изъято в республике из оборота розничной торговли: колбасных изделий - 19,9% от общего объема проинспектированных товаров, яиц птицы - 100%, рыбной продукции - 20,1%, швейных изделий - 88,9%, чулочно-носочных изделий - 27,3%, кожаной обуви - 99,6 процента.


В анализируемом периоде в республике наблюдалось стабилизация индекса потребительских цен (таблица 5).