Органы исполнительной власти Ярославской области (далее - ОИВ) в процессе социально-экономического развития региона играют ключевую роль, в связи с чем повышение качества деятельности региональной власти как института управления имеет первостепенное значение и является одним из основных катализаторов развития региона.
Проблемы работы региональной власти Ярославской области не являются уникальными и присущи многим регионам Российской Федерации. Среди ключевых проблем можно выделить следующие:
- недостаточная степень ориентации на достижение долгосрочных целей. Ключевыми причинами данной проблемы являются нечеткость стратегических целей, отсутствие системы контроля достижения целей, недостаток ресурсов для достижения целей, отсутствие системы стимулирования руководителей на достижение стратегических целей, отсутствие работающей сквозной системы планирования (долгосрочное, среднесрочное, оперативное планирование), недостаточная квалификация руководителей в части стратегического управления;
- превалирование узковедомственных интересов, низкая согласованность ведомственных действий в интересах региона в целом. Ключевыми причинами данной проблемы являются низкая ориентация ОИВ на достижение целей региона, нечеткое распределение ответственности между ОИВ, отсутствие межведомственных процессов и механизмов взаимодействия;
- недостаточная клиентоориентированность власти в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг;
- недостаточная эффективность внутренних процессов. Ключевыми причинами данной проблемы являются межведомственная и внутриведомственная разобщенность, наличие избыточных функций, не влияющих на достижение результата, отсутствие единых баз данных, наличие проблем в постановке задач и формировании планов действий у ОИВ;
- недостаточная активность ОИВ/органов местного самоуправления муниципальных образований области (далее - ОМСУ) в привлечении ресурсов развития. Традиционно ОИВ в основном исполняют свои полномочия в рамках имеющихся средств регионального бюджета, привлекая средства федеральных целевых программ для софинансирования. В настоящее время этого недостаточно. Необходимо, чтобы практически все ОИВ, ОМСУ активно самостоятельно искали возможности привлечения внебюджетных ресурсов для решения поставленных перед ними задач развития;
- наличие рисков возникновения коррупционных проявлений в ОИВ, ОМСУ и подведомственных учреждениях;
- недостаточный уровень профессиональной компетентности части сотрудников ОИВ, ОМСУ;
- изношенность материально-технической базы ОИВ, ОМСУ и подведомственных учреждений;
- несовершенство системы муниципального управления области.
В основу Государственной программы заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций на территории Ярославской области, включающая мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг и снижения административных барьеров.
Применение программно-целевого метода позволит:
- определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации исходя из их социальной и экономической целесообразности, а также с учетом возможности финансирования из бюджетов различного уровня;
- увязать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям Государственной программы;
- обеспечить интеграцию мероприятий, носящих различный характер (научно-исследовательский, организационно-хозяйственный), в общий процесс достижения конечной цели, предусмотренной Государственной программой;
- создать условия для оперативного и результативного управления рисками.
Мероприятия Государственной программы направлены на повышение эффективности государственного управления путем кардинального улучшения деятельности органов власти с учетом того, что повышение эффективности государственного управления обуславливает рост социально-экономического развития и конкурентоспособности области.
Условием успеха реализации Государственной программы является целенаправленное формирование новых механизмов работы ОИВ и ОМСУ. Новые механизмы работы должны быть созданы и внедрены в текущую деятельность. Решение этой проблемы требует хорошо скоординированной работы различных органов власти и значительных ресурсов. Именно поэтому разработка и реализация Государственной программы является наиболее целесообразным способом совершенствования системы государственного управления.
Сведения о ресурсном обеспечении Государственной программы приведены в приложении 1 к Государственной программе.
Сведения о подпрограммах, входящих в состав Государственной программы, приведены в приложении 2 к Государственной программе.
Комплексный план действий по реализации Государственной программы приведен в приложении 3 к Государственной программе.
(абзац введен Постановлением Правительства ЯО от 30.09.2014 N 968-п)