1. Современные тенденции развития человечества приводят к постепенному переходу от индустриального общества к информационному, в котором научное знание и информация становятся определяющими факторами для развития социально-экономической, политической и культурной сфер жизни людей. Необходимым условием построения информационного общества является процесс информатизации, означающий широкомасштабное применение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для удовлетворения информационных и коммуникационных потребностей граждан, организаций, местных органов власти и государства. Социальная направленность информатизации выражается прежде всего в предоставлении гражданам возможностей реализовать свои конституционные права на доступ к открытым информационным ресурсам, в развитии индустрии и инфраструктуры информационных, компьютерных и телекоммуникационных услуг.
Исходя из текущих задач, сформулированных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, в рамках исполнения Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и с учетом целевых ориентиров направления развития информационных технологий, изложенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 601), повышение качества оказания услуг и их доступности на основе развития и использования информационных технологий определено как одно из приоритетных направлений развития информационных технологий в органах исполнительной власти. Указанные результаты могут быть достигнуты за счет эффективного использования ИКТ, в том числе при реализации таких мероприятий по информатизации государственных органов, как переход на межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении государственных услуг и перевод государственных функций и услуг в электронный вид.
Целями перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид являются повышение их качества и доступности для населения, повышение уровня открытости и социальной ориентированности государственного управления и местного самоуправления, предоставление гражданам и бизнесу сервисов, снижающих барьеры между государством и обществом.
На сегодняшний день в Ярославской области создана региональная инфраструктура электронного правительства: ведется электронный региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Ярославской области, действует и активно развивается региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Ярославской области, создана региональная система межведомственного электронного взаимодействия Ярославской области, введена в эксплуатацию региональная комплексная информационная система "Государственные услуги - Ярославская область", активно используемая как программный компонент доступа к системе межведомственного электронного взаимодействия. Все органы исполнительной власти Ярославской области (далее - ОИВ) и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области (далее - ОМСУ) подключены к системе межведомственного электронного взаимодействия, активно проводятся мероприятия по переводу услуг и межведомственного взаимодействия в электронный вид.
Нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации установлены высокие показатели в сфере развития электронных услуг, которые должны быть достигнуты в сжатые сроки. Указом Президента Российской Федерации N 601 установлено, что к 2018 году доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, должна составить не менее 70 процентов.
Сегодня значительное количество услуг уже доступно для получения в электронной форме на региональном портале государственных и муниципальных услуг физическими и юридическими лицами. Для обеспечения своевременного и качественного перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид необходимы координация усилий всех ОИВ и ОМСУ, постоянная планомерная работа под контролем Правительства области. Перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид в рамках ОЦП "Развитие информационного общества в Ярославской области" на 2014 - 2016 годы позволит в установленные Президентом Российской Федерации сроки качественно достичь необходимых результатов.
2. Сохраняется высокий уровень цифрового неравенства муниципальных образований Ярославской области в использовании ИКТ. Отсутствие конкурентного рынка связи в ряде сельских районов приводит к неравномерному использованию информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступу к ней домашних хозяйств и организаций. Другими причинами существенного неравенства при использовании ИКТ являются низкие доходы и низкий уровень компьютерной грамотности ряда социальных групп населения.
В настоящее время термин "цифровое неравенство", под которым первоначально понималась разница в уровне доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для различных социальных групп, приобретает более широкий смысл: разрыв в уровне использования современных достижений в области информационных технологий, который приводит к проблемам комплексного характера, затрагивая экономическую и политическую стороны жизни. Таким образом, термин "цифровое неравенство" является термином социально-политического характера.
Наиболее уязвимыми с точки зрения цифрового неравенства являются такие группы населения, как пенсионеры, инвалиды, жители отдаленных районов, работающее население в возрасте от 45 лет, чья деятельность не связана с использованием ИКТ, безработные граждане.
На возможности ущемленной группы влияют отсутствие или ограниченный доступ к телевидению, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", телефонной связи (мобильной и стационарной), радио. Все это ограничивает возможности этой группы в поиске работы, налаживании социальных связей, культурном обмене и может негативно влиять на экономическую эффективность, развитие и сохранение культуры, уровень образования. Согласно общепринятым воззрениям на информационное общество его специфика такова, что свободный обмен информацией способствует преодолению нищеты и неравенства, однако у тех, кто отключен от такого обмена, перспективы катастрофически ухудшаются.
Проблема вовлечения населения в активную жизнь в информационном обществе является государственной задачей и может быть решена только органами власти с использованием механизма государственно-частного партнерства.
Работа выполняется в этом направлении в последние годы с использованием различных ресурсов, в том числе таких федеральных программ, как национальная социальная программа "Бабушка - онлайн, дедушка - онлайн", целью которой является создание на федеральном уровне единой системы взаимодействия власти, бизнеса, общественных организаций и добровольческого движения для организации всеобщего массового обучения граждан Российской Федерации пожилого возраста основам ИКТ и получению государственных услуг в электронной форме, и "Тимуровцы информационного общества", организованной Российским агентством развития информационного общества и поддержанной Общественной палатой Российской Федерации, Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральным агентством по делам молодежи, Общественным советом информационного развития "Росинформразвитие", Общественным советом некоммерческих организаций.
На 01.01.2014 в регионе проводится обучение граждан старшего поколения основам ИКТ на базе более 20 центров в 11 муниципальных районах и городских округах области. Количество обученных граждан превысит 6000 человек, но востребованность услуги не уменьшается, что заставляет искать новые формы организации обучения. С подключением к проекту волонтерского движения удастся улучшить пропускную способность центров (обучить большее количество граждан) и повысить охват населения консультационными услугами. Эту работу можно выполнить совместно с высшими и средними специальными учебными заведениями области. Уже сейчас в проекте участвуют волонтеры из большинства высших и средних специальных учебных заведений области, а также школьники. Развитие волонтерского движения предполагает появления новых форм вовлечения молодых людей в процесс ликвидации цифрового неравенства.
Организация дистанционного обучения граждан, имеющих первоначальные навыки пользования компьютером, таким важным направлениям, как информационная безопасность или курс получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, является предметом для дальнейшего развития центров и большего охвата населения.