Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 мая 2014 года N 529-п


Об утверждении государственной программы Ярославской области "Информационное общество в Ярославской области" на 2014 - 2020 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 25.03.2020 на основании Постановления Правительства ЯО от 25.03.2020 N 227-п.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 25 февраля 2020 года)

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 31.07.2014 N 736-п, от 08.12.2014 N 1271-п, от 15.01.2015 N 22-п, от 11.03.2015 N 253-п, от 05.05.2015 N 470-п, от 10.06.2015 N 637-п, от 21.01.2016 N 29-п, от 31.03.2016 N 349-п, от 28.03.2017 N 232-п, от 16.03.2018 N 179-п, от 28.03.2019 N 223-п, от 25.02.2020 N 153-п)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области"


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ярославской области "Информационное общество в Ярославской области" на 2014 - 2020 годы.


2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы экономики, государственных закупок, информатизации и связи.


(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 11.03.2015 N 253-п, от 21.01.2016 N 29-п, от 28.03.2017 N 232-п)


3. Постановление вступает в силу с момента подписания.



Губернатор области
С.Н.ЯСТРЕБОВ



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 30.05.2014 N 529-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 31.07.2014 N 736-п, от 08.12.2014 N 1271-п, от 15.01.2015 N 22-п, от 11.03.2015 N 253-п, от 05.05.2015 N 470-п, от 10.06.2015 N 637-п, от 21.01.2016 N 29-п, от 31.03.2016 N 349-п, от 28.03.2017 N 232-п, от 16.03.2018 N 179-п, от 28.03.2019 N 223-п, от 25.02.2020 N 153-п)




Паспорт государственной программы Ярославской области "Информационное общество в Ярославской области" на 2014 - 2020 годы


(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 25.02.2020 N 153-п)

Ответственный исполнитель государственной программы Ярославской области "Информационное общество в Ярославской области" на 2014 - 2020 годы (далее - Государственная программа)

департамент информатизации и связи Ярославской области (далее - ДИС), директор ДИС Догадин А.Г., тел. 40-04-45

Куратор Государственной программы

заместитель Председателя Правительства области - директор департамента экономики и стратегического планирования Ярославской области Троицкая Е.Н., тел. 40-14-87

Сроки реализации Государственной программы

2014 - 2020 годы

Цель Государственной программы

получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе

Объем финансирования Государственной программы за счет всех источников

всего по Государственной программе: 3458,07 млн. руб., в том числе:

- 2014 год - 474,66 млн. руб.,

из них:

федеральные средства - 18 млн. руб.;

областные средства - 260,91 млн. руб.;

внебюджетные источники - 195,75 млн. руб.;

- 2015 год - 514,09 млн. руб.,

из них:

федеральные средства - 6,34 млн. руб.;

областные средства - 223,48 млн. руб.;

внебюджетные источники - 284,3 млн. руб.;

- 2016 год - 443,73 млн. руб.,

из них:

федеральные средства - 3,95 млн. руб.;

областные средства - 224,78 млн. руб.;

внебюджетные источники - 215,0 млн. руб.;

- 2017 год - 466,01 млн. руб.,

из них:

федеральные средства - 0,62 млн. руб.;

областные средства - 230,38 млн. руб.;

внебюджетные источники - 235,0 млн. руб.;

- 2018 год - 513,23 млн. руб.,

из них:

федеральные средства - 18,56 млн. руб.;

областные средства - 264,16 млн. руб.;

внебюджетные источники - 230,5 млн. руб.;

- 2019 год - 543,88 млн. руб.,

из них:

федеральные средства - 31,18 млн. руб.;

областные средства - 287,70 млн. руб.;

внебюджетные источники - 225,0 млн. руб.;

- 2020 год - 502,47 млн. руб.,

из них:

федеральные средства - 9,75 млн. руб.;

областные средства - 272,72 млн. руб.;

внебюджетные источники - 220,0 млн. руб.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий, входящих в состав Государственной программы:

Областная целевая программа (далее - ОЦП) "Развитие информатизации Ярославской области" на 2011 - 2014 годы

ДИС, директор ДИС Лысенко Э.А., 40-18-04,

заместитель директора департамента - начальник отдела прикладных систем ДИС Ионов В.В., 40-18-96,

консультант ДИС Васильева Т.Я., 40-18-63

ОЦП "Развитие информационного общества в Ярославской области" на 2014 - 2016 годы

ДИС, директор ДИС Городилов М.В., тел. 40-04-45,

заместитель начальника отдела по юридической и планово-экономической работе ДИС Васильева Т.Я., тел. 40-05-11

ОЦП "Развитие информационного общества в Ярославской области" на 2017 - 2020 годы

ДИС, директор ДИС Догадин А.Г., тел. 40-04-45,

заместитель директора ДИС Филиппов А.А., тел. 78-60-47,

начальник отдела развития информационно-телекоммуникационных технологий ДИС Ионов В.В., тел. 40-05-16

Региональная программа "Использование результатов космической деятельности в Ярославской области" на 2013 - 2015 годы

ДИС, первый заместитель директора ДИС Збитнев С.М., тел. 78-60-30,

заместитель директора ДИС Шишов И.Л., тел. 40-18-70

Ведомственная целевая программа ДИС на соответствующий год

ДИС, директор ДИС Догадин А.Г., тел. 40-04-45

Электронный адрес размещения Государственной программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

http://www.yarregion.ru/depts/dis/tmpPages/programs.aspx



I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы


1. Современные тенденции развития человечества приводят к постепенному переходу от индустриального общества к информационному, в котором научное знание и информация становятся определяющими факторами для развития социально-экономической, политической и культурной сфер жизни людей. Необходимым условием построения информационного общества является процесс информатизации, означающий широкомасштабное применение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для удовлетворения информационных и коммуникационных потребностей граждан, организаций, местных органов власти и государства. Социальная направленность информатизации выражается прежде всего в предоставлении гражданам возможностей реализовать свои конституционные права на доступ к открытым информационным ресурсам, в развитии индустрии и инфраструктуры информационных, компьютерных и телекоммуникационных услуг.


Исходя из текущих задач, сформулированных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, в рамках исполнения Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и с учетом целевых ориентиров направления развития информационных технологий, изложенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 601), повышение качества оказания услуг и их доступности на основе развития и использования информационных технологий определено как одно из приоритетных направлений развития информационных технологий в органах исполнительной власти. Указанные результаты могут быть достигнуты за счет эффективного использования ИКТ, в том числе при реализации таких мероприятий по информатизации государственных органов, как переход на межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении государственных услуг и перевод государственных функций и услуг в электронный вид.


Целями перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид являются повышение их качества и доступности для населения, повышение уровня открытости и социальной ориентированности государственного управления и местного самоуправления, предоставление гражданам и бизнесу сервисов, снижающих барьеры между государством и обществом.


На сегодняшний день в Ярославской области создана региональная инфраструктура электронного правительства: ведется электронный региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Ярославской области, действует и активно развивается региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Ярославской области, создана региональная система межведомственного электронного взаимодействия Ярославской области, введена в эксплуатацию региональная комплексная информационная система "Государственные услуги - Ярославская область", активно используемая как программный компонент доступа к системе межведомственного электронного взаимодействия. Все органы исполнительной власти Ярославской области (далее - ОИВ) и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области (далее - ОМСУ) подключены к системе межведомственного электронного взаимодействия, активно проводятся мероприятия по переводу услуг и межведомственного взаимодействия в электронный вид.


Нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации установлены высокие показатели в сфере развития электронных услуг, которые должны быть достигнуты в сжатые сроки. Указом Президента Российской Федерации N 601 установлено, что к 2018 году доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, должна составить не менее 70 процентов.


Сегодня значительное количество услуг уже доступно для получения в электронной форме на региональном портале государственных и муниципальных услуг физическими и юридическими лицами. Для обеспечения своевременного и качественного перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид необходимы координация усилий всех ОИВ и ОМСУ, постоянная планомерная работа под контролем Правительства области. Перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид в рамках ОЦП "Развитие информационного общества в Ярославской области" на 2014 - 2016 годы позволит в установленные Президентом Российской Федерации сроки качественно достичь необходимых результатов.


2. Сохраняется высокий уровень цифрового неравенства муниципальных образований Ярославской области в использовании ИКТ. Отсутствие конкурентного рынка связи в ряде сельских районов приводит к неравномерному использованию информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступу к ней домашних хозяйств и организаций. Другими причинами существенного неравенства при использовании ИКТ являются низкие доходы и низкий уровень компьютерной грамотности ряда социальных групп населения.


В настоящее время термин "цифровое неравенство", под которым первоначально понималась разница в уровне доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для различных социальных групп, приобретает более широкий смысл: разрыв в уровне использования современных достижений в области информационных технологий, который приводит к проблемам комплексного характера, затрагивая экономическую и политическую стороны жизни. Таким образом, термин "цифровое неравенство" является термином социально-политического характера.


Наиболее уязвимыми с точки зрения цифрового неравенства являются такие группы населения, как пенсионеры, инвалиды, жители отдаленных районов, работающее население в возрасте от 45 лет, чья деятельность не связана с использованием ИКТ, безработные граждане.


На возможности ущемленной группы влияют отсутствие или ограниченный доступ к телевидению, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", телефонной связи (мобильной и стационарной), радио. Все это ограничивает возможности этой группы в поиске работы, налаживании социальных связей, культурном обмене и может негативно влиять на экономическую эффективность, развитие и сохранение культуры, уровень образования. Согласно общепринятым воззрениям на информационное общество его специфика такова, что свободный обмен информацией способствует преодолению нищеты и неравенства, однако у тех, кто отключен от такого обмена, перспективы катастрофически ухудшаются.


Проблема вовлечения населения в активную жизнь в информационном обществе является государственной задачей и может быть решена только органами власти с использованием механизма государственно-частного партнерства.


Работа выполняется в этом направлении в последние годы с использованием различных ресурсов, в том числе таких федеральных программ, как национальная социальная программа "Бабушка - онлайн, дедушка - онлайн", целью которой является создание на федеральном уровне единой системы взаимодействия власти, бизнеса, общественных организаций и добровольческого движения для организации всеобщего массового обучения граждан Российской Федерации пожилого возраста основам ИКТ и получению государственных услуг в электронной форме, и "Тимуровцы информационного общества", организованной Российским агентством развития информационного общества и поддержанной Общественной палатой Российской Федерации, Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральным агентством по делам молодежи, Общественным советом информационного развития "Росинформразвитие", Общественным советом некоммерческих организаций.


На 01.01.2014 в регионе проводится обучение граждан старшего поколения основам ИКТ на базе более 20 центров в 11 муниципальных районах и городских округах области. Количество обученных граждан превысит 6000 человек, но востребованность услуги не уменьшается, что заставляет искать новые формы организации обучения. С подключением к проекту волонтерского движения удастся улучшить пропускную способность центров (обучить большее количество граждан) и повысить охват населения консультационными услугами. Эту работу можно выполнить совместно с высшими и средними специальными учебными заведениями области. Уже сейчас в проекте участвуют волонтеры из большинства высших и средних специальных учебных заведений области, а также школьники. Развитие волонтерского движения предполагает появления новых форм вовлечения молодых людей в процесс ликвидации цифрового неравенства.


Организация дистанционного обучения граждан, имеющих первоначальные навыки пользования компьютером, таким важным направлениям, как информационная безопасность или курс получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, является предметом для дальнейшего развития центров и большего охвата населения.


3. Сохраняется низкий уровень оснащенности средствами ИКТ государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, культуры и образования, необходимо развитие инфраструктуры их доступа к информационным ресурсам с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Кроме того, требует решения проблема недостаточной компетенции работников государственных и муниципальных учреждений в области информационных технологий (далее - ИТ).


Сохраняются значительные различия между органами государственной власти Ярославской области (далее - ОГВ) в использовании ИКТ в своей деятельности, результаты внедрения таких технологий носят преимущественно локальный ведомственный характер. На начальной стадии развития находятся многие государственные информационные системы, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления. Недостаточными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам ОГВ и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.


4. Не сформирована в должной мере инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия ОГВ друг с другом, с населением и организациями. Неконтролируемый рост объемов информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах регионального уровня, при отсутствии эффективных механизмов контроля ее использования также создает угрозу нарушения прав граждан. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" решение этой проблемы возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


С развитием глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС появилась возможность использовать результаты космической деятельности для решения ряда задач социально-экономического развития региона: повышения эффективности управления движением транспортных средств по территории области и уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, повышения точности и сокращения времени проведения геодезических и кадастровых работ. Федеральный закон от 14 февраля 2009 года N 22-ФЗ "О навигационной деятельности" предписывает органам исполнительной власти регионов обеспечить навигационным оборудованием транспортные средства, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации.


Вопрос защиты информации и обеспечения безопасности персональных данных при автоматизированной обработке продолжает оставаться актуальным ввиду выбранного на федеральном уровне курса на информатизацию органов власти и предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Заявленные Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации цели предоставления 80 процентов услуг в электронной форме к 2018 году подразумевают необходимость участия в процессе электронного межведомственного взаимодействия и электронного обмена персональными данными граждан все большего числа сотрудников ОИВ и ОМСУ.


Увеличивается поток обращений граждан в электронной форме, обрабатывающихся согласно требованиям Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Кроме того, в настоящее время создается трехуровневая модель передачи обращений граждан (федеральный - региональный - местный). Такой подход подразумевает доведение обращения до конкретного исполнителя на уровне органа власти или местного самоуправления и необходимость обеспечения безопасности данных в этом обращении.


В рамках вышеуказанных задач предполагается увеличение числа защищенных рабочих мест, подключенных к системе межведомственного электронного взаимодействия и единой системе электронного документооборота ОГВ, согласно требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".


Возрастающее количество информационных систем в ОИВ и необходимость обеспечения безопасности данных, передаваемых в этих системах по мультисервисной информационно-телекоммуникационной сети (далее - МИТС) Правительства области, согласно требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предъявляют новые требования к граничным криптографическим устройствам. Существующие в настоящее время скорости не удовлетворяют возросшие потребности области и требуют обновления парка криптооборудования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»