Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА (с изменениями на: 26.02.2016)


II. Современное состояние и тенденции развития мирового и российского рынка туризма


1. Мировой туризм демонстрирует стабильное приращение туристского потока. С 1995 года по 2012 год прирост туристских прибытий составил 95,6 процента (с 529,0 млн. человек в 1995 году до 1035 млн. человек в 2012 году). Идет процесс перераспределения туристского потока в пользу развивающихся экономик и новых туристских дестинаций. Так, в целом по традиционным дестинациям ежегодный прирост составляет 2 процента, а по развивающимся - 4,4 процента. Одновременно наблюдается усиление конкуренции между странами и туристскими дестинациями, что провоцирует распространение практики агрессивного маркетинга и совершенствование его инструментов, преимущественно с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Диверсификация туристского продукта проходит на основе современных технологий в сфере культуры и туризма, которые являются опосредованными каналами формирования потребительского спроса. Ежегодно все более широкое распространение получают виртуальные экскурсии и прогулки, панорамные изображения 3D- и 4D-путешествия, виртуальные и реальные реконструкции событий, виртуальные интерактивные карты с объемным изображением, мультимедийные проекты, создание искусственных аттракций.

Мировая практика демонстрирует увеличение доли самодеятельного туризма, ежегодный рост которого составляет от 15 до 25 процентов, тогда как прирост организованного туризма за последние 4 года в среднем составлял 7,2 процента.

2. Сложившиеся мировые тенденции создают предпосылки для развития Российской Федерации как уникальной развивающейся туристской дестинации. Однако основные тенденции туристского рынка Российской Федерации не всегда позитивны.

Основные тенденции российского рынка туризма:

- неустойчивость темпов роста рынка въездного туризма, что в стратегической перспективе требует ориентации на развитие внутреннего рынка с разнообразным спектром туристского предложения;

- на внутреннем рынке туристских услуг не происходит кардинального смещения в сторону новых туристских дестинаций, лидирующие позиции занимают города Москва и Санкт-Петербург, однако на фоне общемировых тенденций многие субъекты Российской Федерации могут использовать "эффект развивающейся экономики" при построении стратегии позиционирования на международном рынке туризма;

- конкурентная плотность на российском рынке туризма постоянно растет на фоне однообразия туристского предложения;

- преобладающая часть национальных туристских продуктов сформирована на основе элементов культурно-исторического наследия и природного потенциала, что является ограничивающим фактором для развития туризма;

- значительное внимание к развитию туризма на федеральном и региональном уровнях.