Удовлетворение потребности в комфортном жилье - одна из насущных проблем в современной России.
Строительная отрасль является точкой роста экономики государства, залогом его эффективного развития.
Наличие собственного жилья является одной из базовых ценностей человеческого существования, основных его потребностей, обеспечивающих здоровье нации, формирование семьи и сохранение семейных ценностей, стабилизацию и положительное развитие демографической ситуации.
В развитии строительной отрасли на территории Краснодарского края существует ряд проблем, которые необходимо решать программными методами.
Жилищное строительство на территории муниципальных образований края ведется разрозненно, застройка территорий носит порой точечный характер, отсутствуют долгосрочные планы муниципальных образований края по выделению земельных участков для комплексного освоения.
Территориальное планирование играет важную роль в развитии муниципальных образований. Однако процедуры подготовки и согласования документов территориального планирования, проектов планировки, разработки проектной документации, получение результатов государственной экспертизы, выдача разрешений на строительство, а также на ввод объекта в эксплуатацию требуют существенных временных ресурсов.
В производстве строительных материалов в некоторых подотраслях строительной индустрии наблюдается высокий уровень монополизации производств, что влияет на цену продукции и, как следствие, завышение цены на построенное жилье. Кроме того, строительные компании края испытывают недостаток в квалифицированных кадрах строительных специальностей. Особенно остро стоит вопрос по подготовке и переподготовке специалистов строительной отрасли в целях развития и применения современных технологий.
Плата за технологическое присоединение к коммунальным сетям, определяемая организациями коммунального комплекса, в некоторых случаях чрезмерно высока. Недостаточно развита нормативная правовая база по предупреждению и устранению злоупотреблений организациями коммунального комплекса.
В муниципальных образованиях края отсутствуют программы, в которых планы по развитию жилищного строительства взаимоувязаны с планами развития сетей водо-, тепло- и электроснабжения.
Выделяемых бюджетных средств недостаточно для оказания помощи муниципальным образованиям края в обеспечении земельных участков инженерной инфраструктурой.
Пополнение муниципального жилищного фонда социального использования ведется медленными темпами. Мероприятия по развитию быстровозводимого домостроения, направленные на увеличение данного домостроения, позволили отработать механизмы взаимодействия между региональной исполнительной властью и органами местного самоуправления муниципальных образований, однако существенный дефицит финансирования не позволил добиться серьезных показателей.
Сохраняется напряженность в обеспечении жильем малоимущих граждан и граждан отдельных категорий, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края, в пределах установленных социальных стандартов.
Особенно остро жилищная проблема стоит перед молодыми семьями, их финансовые возможности ограничены, так как в подавляющей массе они имеют низкие доходы и не имеют накоплений.
Несмотря на создание основ функционирования ипотечного жилищного рынка в Краснодарском крае, приобретение и строительство жилья с использованием рыночных механизмов на практике доступны лишь ограниченному кругу семей. Ипотечное кредитование для отдельных категорий граждан остается недоступным.
Основными причинами, сдерживающими рост строительства жилья, являются:
ограниченные территориальные ресурсы из-за наличия особо ценных сельскохозяйственных земель;
отсутствие проектов планировок на застраиваемые территории;
ограниченные возможности финансирования жилищного строительства;
недостаток площадок под комплексное жилищное строительство, обеспеченных инженерными коммуникациями;
недостаточно высокая платежеспособность населения, не позволяющая большинству граждан воспользоваться ипотечными кредитами;
сравнительно высокие в отношении к мировой практике процентные ставки по предлагаемым кредитными организациями ипотечным кредитам.
Для решения вышеперечисленных проблем в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Краснодарского края ранее реализовывался ряд мер, предусмотренных федеральной и краевой целевыми программами "Жилище", целью которых являлось решение жилищной проблемы.
Для дополнительного вовлечения в оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности, 28 сентября 2009 года заключено Соглашение о взаимодействии (сотрудничестве) между администрацией Краснодарского края и Фондом "РЖС".
Краевая целевая программа "Жилище" реализуется с 2005 года. За этот период построено и введено в эксплуатацию около 23,6 млн. кв. метров жилья, выдано более 91 тыс. жилищных кредитов на сумму более 101 млрд. рублей, оказана государственная поддержка в улучшении жилищных условий более 16 тыс. кубанских семей, из них более 5800 - это молодые семьи. С 2009 по 2012 годы в рамках данной программы по мероприятиям государственной поддержки граждан из краевого бюджета предоставлены социальные выплаты населению на строительство индивидуального жилья 442 семьям на сумму 215 млн. рублей, что составляет в среднем 12% от всех выплат за данный период.
За период с 2005 года выполнены государственные обязательства по предоставлению жилья отдельным категориям граждан, установленным федеральным законодательством, перед более 1,9 тыс. семей на общую сумму более 1,9 млрд. рублей, в том числе:
создана инфраструктура участников рынка ипотеки;
обеспечен приток инвестиционных ресурсов на ипотечный рынок и рынок строительства жилья. Внедрена система рефинансирования ипотечных кредитов;
созданы условия для реализации банковских программ ипотечного кредитования и расширения спектра ипотечных продуктов, предлагаемых населению, в том числе по стандартам ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - АИЖК);