Обзор судебной практики по вопросам поощрения и дисциплинарных взысканий на государственной гражданской службе


     Перед изучением Обзора рекомендуем предварительно ознакомиться с его оглавлением.


I. Основные положения о поощрении и дисциплинарных взысканиях на государственной гражданской службе


Дисциплинарная практика на государственной гражданской службе складывается из двух составляющих:

- поощрений и награждений государственных гражданских служащих;

- дисциплинарных взысканий.

Решение о поощрении и награждении гражданского служащего за безупречную и эффективную гражданскую службу в соответствии с частями 2, 5 статьи 55 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) принимается представителем нанимателя / по представлению представителя нанимателя - руководителя государственного органа и оформляется правовым актом государственного органа (нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Поощрения (награждения) гражданских служащих могут носить как материальный (единовременное поощрение, ценный подарок), так и моральный характер (орден, медаль, почетное звание) (часть 1 статьи 55 Закона N 79-ФЗ).

За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, гражданские служащие привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Перечень взысканий, установленных в Законе N 79-ФЗ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с государственной гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а"-"г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 Закона N 79-ФЗ.

Право применения и выбора вида взыскания принадлежит работодателю - государственному органу в лице руководителя / иного представителя.

При этом важно, что соответствующее дисциплинарное взыскание не должно быть слишком строгой мерой наказания. Если работодателем не будут учтены тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, характер нарушения, обстоятельства его совершения, предшествующее поведение служащего, а также специфика прохождения государственной службы, как профессиональной деятельности, предопределяющей особый правовой статус работника, к которому предъявляются повышенные требования к профессиональной пригодности, к интеллектуальным качествам и исполнительской дисциплине, привлечение служащего к дисциплинарной ответственности может быть признано судом незаконным.

Порядок применения дисциплинарного взыскания установлен в статье 58 Закона N 79-ФЗ и предусматривает проведение служебной проверки перед применением дисциплинарного взыскания (часть 2 статьи 58 Закона N 79-ФЗ).

Дисциплинарным проступком может быть признано только виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, то есть для признания соответствующего деяния работника дисциплинарным проступком необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: противоправность поведения работника, наличие его вины (в форме умысла или неосторожности), а также наличие причинно-следственной связи между указанным деянием работника и наступившими неблагоприятными последствиями.

Соответственно, при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (часть 2 статьи 59 Закона N 79-ФЗ).

Следует отметить, что несоблюдение требований к порядку применения дисциплинарного взыскания влечет отмену взыскания, примененного по результатам служебной проверки, то есть является самостоятельным основанием для признания незаконным наложения взыскания.

Иными словами, как отсутствие законного основания для применения дисциплинарного взыскания (отсутствие факта совершения дисциплинарного проступка), так и несоблюдение представителем нанимателя установленного законом порядка привлечения служащего к дисциплинарной ответственности (при наличии состава дисциплинарного проступка) влечет признание применения дисциплинарного взыскания незаконным.

Отдельные ситуации применения к государственным гражданским служащим дисциплинарных взысканий рассмотрены в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016).

Ниже приводится обзор выводов судов, изложенных в решениях конкретных дел, по вопросам поощрения и дисциплинарных взысканий на государственной гражданской службе, а именно:

- споры о включении в трудовую книжку записи о поощрении, взыскании единовременного поощрения;

- основания признания наложения дисциплинарного взыскания незаконным:

- отсутствие (недоказанность) вины гражданского служащего в связи с ненадлежащей регламентацией должностных обязанностей, вменение нарушения тех должностных обязанностей, которые на гражданского служащего возложены не были;

- наличие уважительных причин отсутствия на рабочем месте;

- гражданский служащий действовал в пределах компетенции и в соответствии с законом и должностным регламентом;

- нарушение порядка применения дисциплинарного взыскания, дефекты заключения по результатам служебной проверки.

II. Выводы судов по вопросам поощрения и дисциплинарных взысканий на государственной гражданской службе

 

1. Споры о включении в трудовую книжку записи о поощрении, взыскании единовременного поощрения


1.1. Апелляционное определение Московского городского суда от 18.10.2016 N 33-38274/2016

Исковые требования:

С.В. (гражданский служащий) обратился в суд к Счетной палате Российской Федерации (государственному органу) с требованиями о внесении в личное дело и трудовую книжку записи о поощрении в виде благодарности Президента Российской Федерации, объявленной коллективу Счетной палаты Российской Федерации Распоряжением Президента Российской Федерации, и взыскании с нанимателя единовременного поощрения.

Решение суда:

В удовлетворении исковых требований отказано.

Позиция суда:

Руководствуясь статьей 55 Закона N 79-ФЗ, Положением о Почетной грамоте Президента Российской Федерации и об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 11.04.2008 N 487, исходя из того, что благодарность Президента Российской Федерации как одна из форм поощрения за заслуги в защите Отечества и обеспечении безопасности государства, укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, спорте, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством объявляется как гражданам Российской Федерации, имеющим названные заслуги, так и коллективам предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности, однако сведения о таком награждении вносятся в личное дело и трудовую книжку только поощренных лиц, то есть когда такое награждение (поощрение) носит исключительно адресный характер и применено непосредственно к конкретному гражданину, суд, установив, что в данном случае Распоряжением Президента Российской Федерации благодарность за заслуги в укреплении системы государственного финансового контроля и большой вклад в повышение эффективности использования средств федерального бюджета была объявлена всему коллективу государственного органа без персонификации его членов, лично гражданскому служащему (С.В.) такая благодарность не объявлялась, пришел к выводу о том, что у государственного органа не возникло обязанности по внесению в личное дело и трудовую книжку С.В. требуемых сведений и, как следствие, выплате единовременного поощрения.

1.2. Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 22.04.2014 по делу N 33-1325/2014

Исковые требования:

С. (гражданский служащий) обратилась в суд к Управлению Министерства здравоохранения, социального развития и спорта субъекта РФ по муниципальному району (государственному органу) с требованиями о взыскании невыплаченной части единовременного денежного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет и денежной компенсации морального вреда.

Решение суда:

Исковые требования удовлетворены в части взыскания невыплаченной части единовременного денежного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.

Позиция суда:

Признав несостоятельными выводы суда первой инстанции о том, что определение размера единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию является прерогативой работодателя и производится за счет экономии фонда заработной платы, суд апелляционной инстанции, установив, что решение о выплате единовременного поощрения гражданского служащего (С.) в связи с выходом его на пенсию было принято, однако при определении размера данной выплаты не было учтено, что при принятии представителем нанимателя решения о выплате единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию размер выплаты должен быть определен в соответствии с региональным законодательством о государственной гражданской службе, рассчитал сумму единовременной выплаты, подлежащей взысканию с государственного органа, с учетом указанных положений.

1.3. Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 12.04.2012 по делу N 33-2430/2012

Исковые требования:

П.Г.Г. (гражданский служащий) обратилась в суд к Министерству финансов и налоговой политики субъекта РФ (государственному органу) с требованием о взыскании в ее пользу единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в размере 10 должностных окладов.

Решение суда:

В удовлетворении исковых требований отказано.

Позиция суда:

Отметив, что согласно положениям нормативного правового акта субъекта РФ выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет применяется к гражданскому служащему за безупречную государственную гражданскую службу и производится в размере до 10 должностных окладов в зависимости от его вклада в реализацию полномочий государственного органа и результаты его деятельности; решение о применении поощрения принимается представителем нанимателя на основании представления непосредственного руководителя гражданского служащего и оформляется распоряжением (приказом), суд признал, что из содержания указанных положений следует, что единовременное поощрение к обязательным выплатам не относится, не носит гарантированный характер, его установление в отношении каждого гражданского служащего обязанностью нанимателя не является, и установил, что непосредственный руководитель П.Г.Г. (гражданского служащего) представление на выплату единовременного поощрения служащему не выносил, распоряжение (приказ) о выплате единовременного поощрения не издавалось, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о выплате гражданскому служащему единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.

2. Основания признания наложения дисциплинарного взыскания незаконным


2.1. Отсутствие (недоказанность) вины гражданского служащего в связи с ненадлежащей регламентацией должностных обязанностей, вменение нарушения тех должностных обязанностей, которые на гражданского служащего возложены не были


2.1.1. Апелляционное определение Самарского областного суда от 06.12.2016 по делу N 33-15838/2016