Действующий

Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации (с изменениями на 5 ноября 2020 года)

III. Управление военным округом

14. Управление военным округом осуществляет командующий войсками военного округа.

15. Командующий войсками военного округа назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации. Командующий войсками военного округа подчиняется Министру обороны Российской Федерации и начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первому заместителю Министра обороны Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции.

16. Командующий войсками военного округа является прямым начальником личного состава военного округа и отвечает за боевую и мобилизационную готовность войск (сил) военного округа и находящихся в его оперативном подчинении органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, а также за выполнение ими задач по предназначению.

17. Командующему войсками военного округа непосредственно подчиняются входящие в состав военного округа объединенное стратегическое командование военного округа, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты. Непосредственное подчинение предусматривает подчиненность командующему войсками военного округа по всем вопросам. Непосредственно подчиненные объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты выполняют задачи, поставленные в соответствии с решениями и планами командующего войсками военного округа.

18. В оперативное подчинение командующего войсками военного округа для решения задач в области обороны могут передаваться объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил, другие войска, воинские формирования и органы в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, совместными нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Оперативное подчинение предусматривает постоянную или временную подчиненность (на период подготовки и выполнения боевых задач) органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов командующему войсками военного округа, в том числе по вопросам боевой и мобилизационной готовности. При этом сохраняется их подчинение соответствующим центральным органам военного управления, а также органам управления других войск, воинских формирований и органов по вопросам организации выполнения специальных задач и организации специальных видов обеспечения. Применение оперативно подчиненных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов осуществляется согласно решениям и планам командующего войсками военного округа.

19. Органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил, не входящие в состав военного округа, а также другие войска, воинские формирования и органы, дислоцированные на территории военного округа, подчиняются командующему войсками военного округа по специальным вопросам.

20. Подчинение по специальным вопросам органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, не входящих в состав военного округа, предусматривает их подчиненность командующему войсками военного округа по вопросам: боевой и мобилизационной готовности; подготовки и проведения мобилизационного развертывания (формирования) войск (сил) военного округа; противодействия терроризму; гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; защиты государственной тайны; гарнизонной и караульной служб; комплектования войск личным составом (за исключением объединений, соединений, воинских частей и организаций видов, родов войск Вооруженных Сил, центральных органов военного управления, определенных Генеральным штабом); поддержания воинской дисциплины и правопорядка; организации военно-политической работы; материально-технического, медицинского и других видов обеспечения; по иным вопросам, определенным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2020 года N 440. - См. предыдущую редакцию)

21. Специальные вопросы, по которым подчиняются другие войска, воинские формирования и органы, дислоцированные на территории военного округа, определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации, совместными нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

22. В подчинение командующего войсками военного округа в соответствии с международными договорами Российской Федерации могут передаваться войска и силы иностранных государств, выделенные в состав коалиционных группировок войск (сил).

23. Командующий войсками военного округа возглавляет объединенное стратегическое командование военного округа.

24. Объединенное стратегическое командование военного округа является стратегическим межвидовым органом военного управления и создается для организации и обеспечения решения задач, возложенных на военный округ в мирное и военное время, для управления войсками (силами), подчиненными командующему войсками военного округа непосредственно, оперативно или по специальным вопросам. Положение об объединенном стратегическом командовании военного округа утверждается Министром обороны Российской Федерации. Организационно-штатная структура объединенного стратегического командования военного округа устанавливается Генеральным штабом.

25. Объединенное стратегическое командование военного округа взаимодействует с центральными органами военного управления, с федеральными органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным к его компетенции, через соответствующие центральные органы военного управления, а также непосредственно организует и поддерживает постоянное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, расположенными на территории военного округа, по вопросам территориальной обороны, обеспечения выполнения войсками (силами) военного округа задач и их повседневной деятельности, планирования и выполнения мобилизационных мероприятий, мероприятий по подготовке граждан к военной службе, их призыва и приема на военную службу по контракту, воинского учета, учета транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам, другим войскам, воинским формированиям и органам.

26. Объединенное стратегическое командование военного округа наделяется соответствующими бюджетными полномочиями и выполняет по закрепленной номенклатуре договорную работу.

27. Объединенное стратегическое командование военного округа является юридическим лицом, имеет печать и угловой штамп установленного образца, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати и штампы.

28. Командующий войсками военного округа:

1) отвечает за обеспечение военной безопасности в границах ответственности военного округа;

2) осуществляет управление органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил, другими войсками, воинскими формированиями и органами в соответствии с установленной для них формой подчиненности;

3) осуществляет в установленном порядке перевод с мирного на военное время войск (сил) военного округа;

4) организует применение органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных на территории военного округа, в соответствии с установленной для них формой подчиненности;

5) организует подготовку проектов документов по вопросам оперативного планирования, определяемых директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и Генерального штаба, и представляет их в установленном порядке на утверждение;

6) руководит организацией боевого управления органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил, другими войсками, воинскими формированиями и органами, дислоцированными на территории военного округа, в соответствии с установленной для них формой подчиненности;

7) организует проверку боевой и мобилизационной готовности, уровня подготовки непосредственно и оперативно подчиненных ему войск (сил), контроль за мобилизационной готовностью органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, а также проверку укомплектованности мобилизационными ресурсами других войск, воинских формирований и органов в соответствии с установленной для них формой подчиненности;

8) организует проведение мероприятий по обеспечению готовности подчиненных ему объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил к приему, содержанию и применению ядерного оружия, а также мероприятий по обеспечению безопасности ядерного оружия;

9) несет ответственность за организацию и осуществление ведомственного контроля за обеспечением безопасности ядерного оружия в подчиненных ему объединениях, соединениях и воинских частях Вооруженных Сил;

10) несет ответственность за организацию и несение боевого дежурства в войсках (силах) военного округа в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации;

11) организует проведение мероприятий оперативной, боевой и мобилизационной подготовки войск (сил) военного округа, а также их совместной подготовки с другими войсками, воинскими формированиями и органами, дислоцированными на территории военного округа;

12) проводит по решению Министра обороны Российской Федерации, Генерального штаба на территории военного округа совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мероприятия по оперативной подготовке, а также совместно с вооруженными силами иностранных государств мероприятия по оперативной и боевой подготовке в соответствии с международными договорами Российской Федерации;