Действующий

Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года и плана мероприятий на 2021-2025 годы по ее реализации (с изменениями на 18 марта 2021 года)

V. Основные направления развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних


Основными направлениями развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

развитие эффективной модели системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

информационно-методическое обеспечение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

развитие кадрового потенциала системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предполагает:

разработку, актуализацию региональных (муниципальных) программ и планов мероприятий по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с учетом Концепции;

совершенствование федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в части конкретизации требований к планируемым результатам воспитания обучающихся;

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2021 года N 656-р. - См. предыдущую редакцию)

совершенствование мониторинга системы образования и статистического учета по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

развитие эффективной модели системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Современные эффективные модели системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основываются на личностно ориентированном и системном подходах. Профилактическая работа должна быть направлена прежде всего на укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, развитие программ профилактики семейного неблагополучия, повышение уровня жизни.

Абзац утратил силу - распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 марта 2021 года N 656-р. - См. предыдущую редакцию.

Раннее предупреждение правонарушений несовершеннолетних должно обеспечивать создание благоприятных условий для их социального развития, раскрытие и усиление их положительных личностных ресурсов до возникновения реальной угрозы совершения ими правонарушений.

Раннее предупреждение правонарушений несовершеннолетних предполагает усиление роли института семьи, повышение эффективности государственной поддержки семьи, развитие единой образовательной (воспитывающей) среды, а также меры по раннему выявлению и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.

Усиление роли института семьи, повышение эффективности государственной поддержки семьи предполагает:

разработку основных направлений информационной политики в сфере распространения семейных ценностей и реализацию мероприятий по повышению ценности семейного образа жизни, сохранению духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;

повышение эффективности и доступности социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической помощи детям из семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, дезадаптированным детям, в том числе путем развития сети кабинетов бесплатной правовой помощи для детей и подростков, их семей на базе образовательных организаций высшего образования, осуществляющих обучение по специальности и (или) направлению подготовки высшего образования "юриспруденция".

Развитие единой образовательной (воспитывающей) среды предполагает:

совершенствование системы взаимодействия с родителями по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся;

разработку и реализацию программ поддержки молодежных и подростковых общественных организаций, волонтерского движения, программ по трудоустройству несовершеннолетних, развитию условий для занятия физической культурой и спортом, пропаганде здорового образа жизни, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения;

реализацию региональных комплексов мер по организации социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом;

совершенствование деятельности образовательных организаций по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних;

обеспечение организационно-методической поддержки развития служб медиации в образовательных организациях.

Меры по раннему выявлению и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних предполагают:

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2021 года N 656-р. - См. предыдущую редакцию)

реализацию комплекса мер по раннему выявлению и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних (алкоголизм, табакокурение, потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ, токсикомания, сниффинг, суицидальное поведение, интернет-зависимость, агрессивное и опасное для жизни и здоровья поведение);

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2021 года N 656-р. - См. предыдущую редакцию)