Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть вторая) (постатейный)

Комментарий к статье 569. Встречное исполнение обязательства передать товар по договору мены

1. Срок передачи товаров определяется соглашением сторон. По общему правилу этот срок не является существенным условием договора мены. В случае, когда договор не содержит указания на срок передачи товара и не позволяет определить этот срок, сторона обязана передать товар в разумный срок после возникновения соответствующего обязательства (п.1 ст.457, п.2 ст.314 ГК).

2. По общему правилу передача обмениваемых товаров должна производиться сторонами одновременно.

Согласно коммент. ст. в случае, когда сроки передачи обмениваемых товаров не совпадают, к исполнению обязательства передать товар той стороной, которая передает его последней, применяются правила ст.328 ГК о встречном исполнении. Соответственно, сторона, не получившая обусловленного (предшествующего) исполнения либо исходя из обстоятельств имеющая основания полагать, что предшествующее исполнение не будет произведено, вправе приостановить передачу товара или отказаться от его передачи полностью или в соответствующей части и потребовать возмещения убытков (п.2 ст.328 ГК). Если встречная (последующая) передача тем не менее состоялась, сторона, которая была обязана передать товар первой и нарушившая данное обязательство, должна предоставить исполнение (п.3 ст.328 ГК).

3. Буквальное толкование коммент. ст. приводит к выводу, что правила ст.328 ГК подлежат применению к договору мены только лишь в случае, когда сроки передачи обмениваемых товаров не совпадают. Подобный подход законодателя, разделяемый и судебно-арбитражной практикой (см. п.10 Письма ВАС N 69), неудачен, поскольку оставляет добросовестную сторону без средств правовой защиты в ситуации, когда передача обмениваемых товаров должна производиться одновременно.

Кроме того, для случаев, когда сроки передачи обмениваемых товар не совпадают, коммент. ст. признается встречным исполнение той стороны, которая должна была передавать товар второй по очереди. Это необоснованно лишает сторону, обязанную исполнить обязательство первой по очереди, права приостановить исполнение в случае предвидимого неосуществления контрагентом последующего исполнения, а также без видимых разумных причин лишает эту сторону права осуществить пропорциональное расторжение в случае осуществления контрагентом лишь частичного последующего исполнения (подробнее см.: Карапетов А.Г. Расторжение нарушенного договора в российском и зарубежном праве. М., 2007. С.563-565).