Комментируемая статья НК РФ посвящена установлению объектов налогообложению транспортным налогом, а также установлению перечня объектов, которые не являются таковыми.
Так в пункте 1 статьи 358 НК РФ законодатель путем перечисления устанавливает объекты налогообложения данного налога, к которым относит: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
"Судебная практика"
В Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 N А43-24903/2015 дано важное разъяснение относительно пункта 1 статьи 358 НК РФ. Суд указывает, что используемое в указанной норме законодателем слово "буксируемых" не несет самостоятельной смысловой нагрузки, заключенное в скобки, оно усиливает значение слова "несамоходные" и подразумевает только то, что транспортное средство не может самостоятельно передвигаться, а не указывает на способ его эксплуатации.
Порядок регистрации транспортных средств регулируется рядом нормативных актов. Так, например, порядок регистрации судов установлен главой 3 КТМ РФ, воздушных судов - положениями ВК РФ.
"Официальная позиция"
В Письме Минфина России от 29.12.2016 N 03-05-06-04/79135 из буквального анализа пункта 1 комментируемой статьи делается вывод, что объектом налогообложения по транспортному налогу признаются не только легковые и грузовые автомобили, а также водные и воздушные транспортные средства, которые не эксплуатируют дорожные покрытия.
(Аналогичный вывод выражен и в Письмах Минфина России от 29.12.2016 N 03-05-06-04/78983; от 27.05.2016 N 03-05-03-04/30588).
"Актуальная проблема"
Как показывает анализ судебной практики, возникает множество споров относительного того, является ли конкретный объект объектом налогообложения транспортного налога.
Пример.
Так, например, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.09.2016 N Ф02-4659/2016 рассмотрен вопрос о признании в качестве такового самоходных машин экскаваторов.
Суд указал, что согласно паспортам самоходных машин экскаваторы являются самоходными машинами на шагающем ходу, представляют собой электрические, полноповоротные землеройные машины, на шагающем шагу, оснащенные драглайном.
Передвижение экскаватора осуществляется механизмом шагания, который приводится в действие от отдельного электродвигателя через редуктор и открытые зубчатые передачи. Зубчатые передачи посажены на ходовые валы, на концы которых насажены эксцентрики. Эксцентрики совместно с ногами и рычагами составляют кривошипно-рычажный механизм шагания экскаватора, который осуществляет совместно с лыжами и базой цикл шагания. Цикл шагания экскаватора состоит из подъема экскаватора, перемещения его и опускания на землю.
Факт регистрации экскаваторов на шагающем ходу свидетельствует лишь о допуске их в эксплуатацию. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорные экскаваторы не обладают пневматическим или гусеничным ходом, используют иной способ передвижения, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ не относятся к объектам налогообложения транспортным налогом.
Пункт 2 статьи 358 НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень объектов, которые не являются объектами налогообложения транспортного налога.
В качестве первого такого объекта законодатель называет весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил.
"Официальная позиция"
В Письме ФНС России от 25.07.2016 N БС-4-11/13408@ рассмотрен вопрос о транспортном налоге в отношении моторных лодок с мощностью двигателя менее 10,9 л.с. Так официальный орган указывает, что согласно Федеральному закону от 23.04.2012 N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна" были внесены следующие изменения в КТМ РФ: "Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт (10,9 л.с.) включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха". Данная норма вступила в силу с 24.05.2012.
Суда с мощностью двигателя до 8 кВт (10,9 л.с.), которые были зарегистрированы до вступления в силу закона N 36-ФЗ, могут быть сняты с государственной регистрации только на основании заявления владельца согласно пункту 3 статьи 16 КТМ РФ.
В связи с вышеизложенным исчисление транспортного налога осуществляется только по зарегистрированным водным транспортным средствам, за исключением судов, имеющих мощность двигателя до 5 л.с., которые согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектами налогообложения.
Подпункт 2 пункта 2 комментируемой статьи "выводит" из налогообложения транспортным налогом два объекта:
Во-первых, легковые автомобили, которые специально оборудованы для использования инвалидами;
Во-вторых, легковые автомобили, с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные или приобретенные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
"Официальная позиция"
В Письме ФНС России от 25.08.2016 N БС-17-11/122@ дано важное толкование положений подпункта 2 пункта 2 статьи 358 НК РФ.
Официальный орган поясняет, что как следует из указанной нормы НК РФ, в целях освобождения от налогообложения транспортным налогом выделено две самостоятельных и не тождественных друг другу категории транспортных средств, для каждой из которых установлены свои условия освобождения от налогообложения транспортным налогом. В соответствии с приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" органы Госавтоинспекции уполномочены вносить необходимые отметки в паспорт транспортного средства. Так, органы Госавтоинспекции в разделе "Особые отметки" паспорта транспортного средства указывают информацию об изменении конструкции транспортного средства.
На основании изложенного следует, что положение подпункта 2 пункта 2 статьи 358 НК РФ не ставится в зависимость только от принадлежности собственника транспортного средства к категории граждан - инвалиды, а относится к транспортным средствам, специально оборудованным для использования инвалидами или выданным (приобретенным) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке и при этом имеющие двигатель мощностью до 100 лошадиных сил.