Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный)

Комментарий к статье 107. Рассмотрение плана внешнего управления

1. Непредставление плана внешнего управления арбитражному суду в установленные сроки может повлечь за собой признание должника банкротом и открытие конкурсного производства. Такие последствия могут наступить при непредставлении суду утвержденного собранием кредиторов плана внешнего управления в течение специального и общего сроков.

Специальный (сокращенный) срок - 2 месяца, отсчитываемых с даты введения внешнего управления, - в том случае, когда внешнее управление было введено в связи с досрочным прекращением финансового оздоровления (п.6 ст.87 Закона), которое было введено с учетом предоставления заинтересованными третьими лицами независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника, несмотря на то, что на первом собрании кредиторов, состоявшемся еще в период наблюдения, было принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления (п.3 ст.75 Закона).

Общий срок - 4 месяца, который также отсчитывается с даты введения внешнего управления и применяется во всех остальных случаях.

2. Сроки разработки, утверждения и представления плана внешнего управления суду жестко регламентированы.

Утверждение плана внешнего управления - прерогатива собрания кредиторов; это право не может быть в порядке перераспределения компетенции передано комитету кредиторов. Созыв собрания кредиторов для рассмотрения и утверждения плана внешнего управления требует времени. Внешний управляющий обязан предоставить конкурсным кредиторам не менее 14 дней для изучения проекта плана внешнего управления, а собрание кредиторов должно быть проведено не позднее чем через 2 месяца со дня утверждения внешнего управляющего судом.

Во взаимосвязи с правилами п.1 ст.106 Закона может быть сделан следующий вывод по срокам подготовки, представления и утверждения плана внешнего управления: 1 месяц для разработки проекта плана внешнего управления; 2 месяца для принятия собранием кредиторов решения об утверждении плана; эти сроки отсчитываются с даты утверждения судом внешнего управляющего; 2 недели до даты проведения собрания кредиторов, на котором должен быть решен вопрос об утверждении плана внешнего управления; не позднее чем через 5 дней со дня утверждения плана внешнего управления собранием кредиторов план представляется внешним управляющим арбитражному суду.

План внешнего управления утверждается собранием кредиторов и передается арбитражному суду. Закон не требует утверждения плана внешнего управления судом; поэтому план внешнего управления вступает в силу со дня утверждения его собранием кредиторов. Но план внешнего управления должен находиться в материалах судебного дела о банкротстве должника, поскольку суд должен владеть всей информацией о том, что и на какой основе предпринимается внешним управляющим для удовлетворения требований кредиторов. Внешний управляющий проводит мероприятия, предусмотренные планом, а конкурсные кредиторы и арбитражный суд осуществляют контроль за деятельностью внешнего управляющего на предмет соответствия его действий требованиям Закона и плану внешнего управления.

3. Если проект плана внешнего управления отклоняется собранием кредиторов, то наступает одно из следующих последствий:

1) внешнему управляющему дается шанс переработать проект плана с учетом позиции кредиторов и вновь представить его на утверждение; при этом новое собрание кредиторов для рассмотрения проекта плана и его утверждения должно быть созвано не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отклонении первоначального проекта плана;

2) внешний управляющий отстраняется от исполнения обязанностей, и собрание кредиторов определяет саморегулируемую организацию, из числа членов которой может быть выдвинута кандидатура нового внешнего управляющего; собрание кредиторов может указать в решении особые требования, которые предъявляются кредиторами к кандидатуре внешнего управляющего с учетом того, что план внешнего управления, подготовленный предыдущим внешним управляющим, оказался неудовлетворительным;

3) собрание кредиторов принимает решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

В решении собрания кредиторов об отклонении плана внешнего управления и освобождении внешнего управляющего должно быть указано конкретное основание освобождения внешнего управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей во время действия процедуры внешнего управления, т.е. одно из оснований, предусмотренных в п.1 ст.97 Закона.

4. В ситуации, складывающейся при непредставлении плана внешнего управления суду в установленные сроки или при обращении собрания кредиторов с ходатайством о признании должника банкротом, позиция суда ничем не предопределена. Суд сам оценивает положение и выбирает оптимальный в сложившихся условиях вариант.

5. Законодателем введена здесь новая юридическая конструкция, неизвестная ранее действовавшему законодательству о банкротстве, - возможность признания плана внешнего управления недействительным полностью или в части. Эта конструкция основывается на теоретическом положении, согласно которому в системе юридических фактов план внешнего управления является юридическим актом, совершаемым в целях достижения определенных правовых последствий, а именно - возникновения у внешнего управляющего права и обязанности на совершение предусмотренных планом сделок по распоряжению имуществом должника и иных действий. Таким образом, речь идет об оспаривании именно плана внешнего управления, а не решения собрания кредиторов об утверждении плана.