Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный)

Комментарий к статье 101. Распоряжение имуществом должника



1. Правила, которые содержатся в коммент.ст., направлены на ограничение полномочий внешнего управляющего по распоряжению имуществом организации-должника. За установленными в статье изъятиями внешнему управляющему принадлежит полное право распоряжения имуществом должника, включая сдачу его в аренду, продажу и мену. Отчуждены могут быть любые объекты, принадлежащие организации-должнику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления включая предприятие в целом как имущественный комплекс, предназначенный для предпринимательской деятельности (ст.132 ГК РФ). Денежные средства, извлекаемые внешним управляющим от коммерческого использования имущества должника или от его отчуждения, аккумулируются внешним управляющим на специальном банковском номинальном счете, предназначенном для осуществления выплат кредиторам должника.

За теми же изъятиями внешний управляющий вправе совершать сделки по приобретению каких-либо объектов, пополняющих состав активов должника.

2. Ограничения по распоряжению имуществом должника, установленные для внешнего управляющего, охватывают четыре группы возможных сделок: крупные сделки, сделки с заинтересованностью, сделки по продаже заложенного имущества, некоторые виды сделок, поименованные в п.4 коммент.ст.

Все виды сделок, перечисленные в коммент.ст., можно объединить условным понятием "контролируемые сделки внешнего управляющего", ибо они совершаются внешним управляющим только с согласия собрания или комитета кредиторов. Остальные сделки по распоряжению имуществом организации-должника являются в этом смысле неконтролируемыми, так как они могут быть совершены внешним управляющим и без согласования с собранием или комитетом кредиторов.

3. К крупным сделкам относятся распорядительные сделки по поводу имущества, балансовая стоимость которого составляет более чем 10% балансовой стоимости активов должника по балансу, составленному по итогам последнего отчетного периода, предшествующего дате совершения сделки.

Под понятие крупной сделки подпадают и сделки, связанные с "возможностью отчуждения" таких объектов. Имеются в виду предварительные или рамочные договоры о продаже объекта (ст.429 и 429.1 ГК РФ).

К крупным сделкам относятся также и такие сделки, из которых вытекает косвенная возможность отчуждения дорогостоящего имущества должника, например договоры о залоге имущества должника, поскольку при неисполнении основного обязательства, обеспеченного залогом (заемного, кредитного), кредитор-залогодержатель вправе обратить взыскание на имущество, являющееся предметом залога.

К крупным сделкам согласно п.2 коммент.ст. относятся сделки не только по отчуждению имущества должника, но и по приобретению объектов соответствующей стоимости и выше. Действительно, приобретение имущества требует его оплаты, т.е. отвлечения имеющихся у должника денежных ресурсов, что может сузить финансовые возможности внешнего управляющего для погашения задолженности должника.

Одна коммерческая операция по распоряжению имуществом должника юридически может быть выражена в двух или более взаимосвязанных сделках (договорах). Если предметом нескольких взаимосвязанных сделок является один и тот же объект (единица бухгалтерского учета), пусть даже и расчленяемый при заключении договоров на части, балансовая стоимость всего этого объекта будет являться критерием отнесения этих взаимосвязанных сделок, совершаемых по поводу этого объекта, к разряду крупных сделок. Например, технологический комплекс продается покупателю по частям с оформлением самостоятельных договоров на каждую его часть таким образом, чтобы цена каждой сделки была меньше 10% стоимости активов организации-должника. Тем не менее, если балансовая стоимость данного комплекса в целом превышает 10% стоимости активов должника, все договоры, заключенные на продажу отдельных частей комплекса, являются в совокупности крупной сделкой и для их заключения внешний управляющий должен получить согласие собрания (комитета) кредиторов.

4. Сделки с заинтересованностью поставлены под контроль собрания (комитета) кредиторов в связи с возможностью проявления заинтересованности лиц (ст.19 Закона "Заинтересованные лица"). Совпадение интересов участника сделки с интересами внешнего управляющего или конкурсного кредитора обусловливает заключение договора на условиях, не соответствующих интересам организации-должника и/или кредиторов, вот почему в этих случаях необходим контроль со стороны собрания или комитета кредиторов.

Перечни взаимозависимых или аффилированных лиц, группы лиц и лиц, заинтересованных в совершении сделки, содержатся и в других законодательных актах, например в ст.81 Федерального закона "Об акционерных обществах", ст.20 НК РФ, ст.9 Федерального закона "О защите конкуренции". Опираясь на положения названных норм, внешний управляющий при совершении сделок от имени и в интересах должника должен выяснять, не является ли другая сторона сделки заинтересованным лицом по отношению к нему или по отношению к кому-либо из конкурсных кредиторов. Порядок оспаривания сделок организации-должника урегулирован положениями ст.61.1-61.9 Закона. При выявлении зависимости, дающей основание предполагать наличие взаимной заинтересованности в совершении сделки у контрагента по сделке и у внешнего управляющего, конкурсного кредитора или организации-должника, внешний управляющий обязан согласовать совершение такой сделки с собранием (комитетом) кредиторов.

5. Представляется, что следовало бы расширить круг взаимозависимых лиц, указанных в п.3 коммент.ст. Заинтересованность в определенных условиях совершаемых внешним управляющим сделок могут проявить и лица, находящиеся в отношениях взаимозависимости с учредителями (участниками) должника и с собственником имущества должника - унитарного предприятия. При выявлении таких лиц внешнему управляющему необходимо испрашивать согласие собрания (комитета) кредиторов на совершение сделки по поводу имущества должника.

6. Различные сделки, перечисленные в п.4 коммент.ст., требуют оперативности в их совершении; необходимость в согласовании таких сделок с собранием или комитетом кредиторов затрудняет для внешнего управляющего процедуру согласования условий сделок, оформления заключаемых договоров. Поэтому Закон предоставляет внешнему управляющему возможность совершения таких сделок и без согласования с собранием или комитетом кредиторов, но только в двух случаях: 1) когда возможность совершения и условия этих сделок предусмотрены планом внешнего управления; 2) когда такая возможность предусмотрена нормами Закона.

Перечисленные в п.4 коммент.ст. сделки могут быть предусмотрены планом внешнего управления, и тогда согласия собрания (комитета) кредиторов на совершение этих сделок внешнему управляющему не требуется. Но в плане внешнего управления должны быть указаны условия планируемых сделок; например, если предполагается выдавать за счет должника краткосрочные возмездные займы третьим лицам, в плане внешнего управления необходимо указать предельные размеры сумм, направляемых на займы, максимально возможные сроки этих займов, минимальный размер ссудного процента, который может составить прибыль должника, а также способы обеспечения заемного обязательства, которые гарантировали бы интересы должника.

Если в плане внешнего управления совершение такого вида сделок не предусмотрено, внешний управляющий запрашивает собрание (комитет) кредиторов и представляет кредиторам всю необходимую информацию по условиям предполагаемой сделки.

Внешний управляющий должен представить обоснование (бизнес-план) и убедить кредиторов в том, что предлагаемые им коммерческие операции будут прибыльными, принесут нормальные дивиденды, что отвечает интересам как кредиторов, так и должника. Решение собрания (комитета) кредиторов о даче согласия на совершение определенной сделки или об отказе в согласии на ее совершение - окончательно и не может быть обжаловано в арбитражный суд.

7. Ранее положениями п.5 коммент.ст. устанавливалось, что имущество должника, являющееся предметом залога, может быть продано только на открытых торгах. Возможность установления такого жесткого правила допускается п.3 ст.447 ГК РФ ("Заключение договора на торгах"). Согласно Федеральному закону от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения п.5 коммент.ст. утратили силу. Однако это не означает, что внешний управляющий не вправе обратиться к проведению публичных торгов по продаже любого, тем более заложенного имущества организации-должника. Смысл продажи заложенного имущества на открытых торгах состоит в том, чтобы привлечь как можно больше участников и, соответственно, продать имущество должника как можно дороже.

Согласно п.1 ст.448 ГК РФ открытые торги могут проводиться в форме открытого аукциона или открытого конкурса. При продаже имущества должника торги проводятся, как правило, в форме открытого аукциона, но могут проводиться и в форме открытого конкурса с выдвижением инвестиционных или иных условий в целях оказания необходимой помощи в производственной сфере должника.

Для того чтобы произвести отчуждение заложенного имущества должника, внешнему управляющему необходимо было получить согласие конкурсного кредитора-залогодержателя. Теперь это требование исключено, но стимулом для этого кредитора остается то, что суммы, полученные от продажи предмета залога, направляются на удовлетворение его требований преимущественно перед другими кредиторами, за исключением кредиторов первой и второй очереди, права требования которых возникли раньше заключения договора о залоге.