1. Необходимость предоставления внешнему управляющему права отказа от исполнения сделок, совершенных должником, обусловлена тем, что в условиях кризисного положения должника исполнение заключенных договоров может оказаться нецелесообразным с точки зрения достижения главных целей внешнего управления: удовлетворения требований конкурсных кредиторов и восстановления платежеспособности должника.
2. Решение об отказе от исполнения обязательств, возникших из совершенных должником сделок, может быть принято внешним управляющим без согласования с кем-либо. Но Закон устанавливает некоторые ограничения, которые обязан соблюдать внешний управляющий.
Во-первых, по общему правилу не может быть заявлен отказ от исполнения договоров, заключенных после возбуждения дела о банкротстве, т.е. в ходе наблюдения с согласия временного управляющего и в ходе финансового оздоровления, совершаемых, очевидно, с согласия и под контролем административного управляющего. Конечно, возможен отказ от исполнения и таких договоров, но лишь при условии, что при их заключении были нарушены требования Закона.
Во-вторых, отказ может быть заявлен лишь в отношении таких сделок, которые находятся в стадии исполнения, но еще не исполнены сторонами полностью или хотя бы частично. Кроме того, как разъяснено в п.8 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 58 "О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя", "...договор о залоге не подпадает под предусмотренные пунктом 2 статьи 102 Закона признаки и в силу этого не относится к категории сделок, от исполнения которых может быть заявлен отказ на основании названных норм Закона о банкротстве".
________________
Вестник ВАС РФ. 2009. N 9. С.95.
В-третьих, для отказа от исполнения сделок должника необходимы определенные основания, как то: 1) сделка препятствует восстановлению платежеспособности должника; 2) исполнение сделки повлечет за собой возникновение у должника убытков, которые обычно отсутствуют при совершении аналогичных сделок при сравнимых обстоятельствах.
3. Специальное правило установлено относительно отказа от исполнения определенных финансовых договоров. Имеются в виду предусмотренные в п.1 ст.4.1 Закона договоры, заключенные по правилам ст.51.5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" на условиях генерального соглашения (единого договора), и договоры, заключенные на условиях правил организованных торгов и (или) правил клиринга, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности". Отказ внешнего управляющего от исполнения этих договоров возможен только тогда, когда отказ заявляется в отношении не одного отдельно, а всех заключенных между конкретным конкурсным кредитором и должником договоров этой группы. Позиция законодателя направлена на то, чтобы воспрепятствовать дроблению денежного обязательства, возникающего из взаимосвязанных финансовых сделок, опосредующих операции на фондовом рынке.
________________
СЗ РФ. 2011. N 7. Ст.904.
4. Определенным ограничением для реализации права внешнего управляющего на отказ от исполнения совершенных сделок является правило п.4 коммент.ст. о том, что при отказе от договора должник обязан возместить контрагенту убытки, вызванные отказом.
Согласно Закону о банкротстве 1998 г. возмещению контрагенту подлежали не все возникшие у него убытки, вызванные отказом внешнего управляющего от договора, а только реальный ущерб (п.3 ст.77). Представляется, что это правило могло быть сохранено и в Законе 2002 г., но законодатель почему-то решил восстановить в этих правоотношениях действие принципа полного возмещения убытков, что вряд ли обоснованно с экономической точки зрения с учетом неплатежеспособности организации-должника.
Контрагент должника по расторгнутому договору становится кредитором должника в обязательстве по возмещению убытков и вправе подать в порядке, предусмотренном ст.100 Закона, заявление о включении его требования в реестр требований кредиторов.
5. Отказ от исполнения сделок может быть заявлен внешним управляющим только в течение 3 месяцев, отсчитываемых со дня введения внешнего управления. Об отказе от договора внешний управляющий обязан сообщить всем участникам этого договора. С момента получения ими сообщения внешнего управляющего договор считается расторгнутым досрочно в одностороннем порядке в силу Закона.
6. Предусмотренный Законом односторонний отказ от договора влечет расторжение договора с последствиями, предусмотренными в данном случае п.4 коммент.ст., - возмещение убытков. Иные последствия наступают в случае признания недействительной сделки, совершенной организацией-должником. В первоначальной редакции Закона положения об условиях и последствиях признания сделок организации-должника недействительными содержались в ст.103 Закона. Теперь в связи с тем, что более подробная регламентация недействительности сделок должника и последствий их недействительности содержится в ст.61.1-61.9 Закона, положения ст.103 Закона утратили силу согласно Федеральному закону от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
________________
СЗ РФ. 2009. N 18. Ст.2153.