Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный)

Комментарий к статье 106. План внешнего управления

1. Основным руководством к действию для внешнего управляющего является план внешнего управления, в котором предусматриваются мероприятия, которые планируется провести в целях восстановления платежеспособности должника и удовлетворения требований конкурсных кредиторов. Эти мероприятия могут быть разными: сокращение расходов, изменение структуры активов должника, избавление от непрофильного имущества, взыскание дебиторской задолженности и т.д. В плане внешнего управления могут получить отражение и мероприятия, связанные с основной деятельностью должника, например обеспечение производственных процессов, отгрузка товара со склада готовой продукции, приобретение сырья, материалов, полуфабрикатов, участие в конкурсах и аукционах на получение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Составной частью плана внешнего управления является смета расходов, которые необходимы на период внешнего управления: текущие расходы, включая производственные, на потребительские нужды, на проведение запланированных мероприятий.

В плане должны быть предусмотрены сроки проведения запланированных мероприятий и обязательно конечный срок восстановления платежеспособности должника.

2. Структура плана внешнего управления может быть произвольной. При определении структуры плана внешнего управления учитываются требования Закона, выраженные в императивных нормах.

Во-первых, внешний управляющий не вправе ограничиваться только перечислением планируемых мероприятий; он обязан вложить в план обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в период внешнего управления, исходя из тех мер, которые он намеревается осуществить.

Во-вторых, в плане внешнего управления должны быть определены компетенция собрания кредиторов и компетенция комитета кредиторов по тем вопросам, которые внешний управляющий обязан согласовывать с конкурсными кредиторами. Разграничение компетенции собрания кредиторов и комитета кредиторов закрепляется в плане внешнего управления в тех случаях, когда решение по вопросу о компетенции не было принято собранием кредиторов либо появились основания для перераспределения компетенции, вызванные различными причинами: необходимостью более частого созыва собрания кредиторов, сокращением числа конкурсных кредиторов и т.д.

В-третьих, те или иные требования к плану внешнего управления могут вытекать из положений других федеральных законов.

К плану внешнего управления прикладываются бухгалтерский баланс должника на последний отчетный период и реестр требований конкурсных кредиторов.

3. Проект плана внешнего управления должен быть представлен внешним управляющим собранию кредиторов не позднее месяца со дня утверждения кандидатуры внешнего управляющего арбитражным судом.

После утверждения плана внешнего управления собранием кредиторов внешний управляющий приступает к реализации плана.

Закон не требует от внешнего управляющего периодической отчетности перед конкурсными кредиторами. Но по требованию собрания кредиторов или, соответственно, комитета кредиторов внешний управляющий обязан представлять отчет и отчитываться перед ними о том, что происходит с организацией-должником и как реализуются мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления.

Отступления от плана внешнего управления без согласования с собранием (комитетом) кредиторов недопустимы; они могут повлечь за собой ходатайство кредиторов об отстранении внешнего управляющего.

4. В коммент.ст. закреплено важное положение о том, что платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии у должника признаков банкротства. Отсюда вытекает, что если объем кредиторской задолженности должника снизился и оказался меньше норматива, предусмотренного в ст.3 Закона, то даже при наличии некоторой непогашенной задолженности платежеспособность должника будет считаться восстановленной и появляется основание для прекращения производства по делу о банкротстве данного должника.