Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный)

Комментарий к статье 96. Внешний управляющий

1. Особое место среди других категорий арбитражных управляющих, привлекаемых судом для осуществления отдельных процедур процесса несостоятельности (банкротства), занимает внешний управляющий. Стоящие перед ним задачи значительно сложнее и масштабнее, чем задачи арбитражных управляющих на других стадиях банкротства, - он должен и восстановить платежеспособность должника, и удовлетворить требования кредиторов, и в конечном итоге передать все дела в нормальном работоспособном состоянии органам управления должника. Решить эти задачи в оптимальном для всех заинтересованных лиц варианте возможно только путем налаживания и обеспечения основной предпринимательской деятельности должника, которая должна быть рентабельной, должна приносить доходы, достаточные и для покрытия текущих расходов, и для погашения задолженности перед кредиторами. Поэтому внешний управляющий должен обладать универсальными качествами управленца (менеджера) и хозяйственника, иметь значительный опыт управления делами, хорошо знать экономику и законодательство, быть энергичным, смелым и мужественным, ибо он принимает на себя ответственность (не только юридическую, но и моральную) за результаты внешнего управления. Другими словами, внешний управляющий должен быть профессионалом высокого уровня.

2. В своей работе внешний управляющий может опираться на персонал аппарата управления должника и может привести свою команду менеджеров: аудиторов, бухгалтеров, маркетологов, юристов, производственников и т.д. Правовые отношения с ними могут быть выстроены по модели трудового договора либо по моделям гражданско-правовых договоров подряда или возмездного оказания услуг. Договоры с привлекаемыми специалистами внешний управляющий заключает от имени должника. Оплата труда привлеченных специалистов осуществляется за счет средств должника, если иное не установлено Законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами. Сам внешний управляющий состоит с должником в особых правовых отношениях, основанных не на трудовом договоре, а на определении арбитражного суда об утверждении внешнего управляющего. Он не является работником должника, у него - особый правовой статус, а правоотношения, в которых он участвует, - не трудовые, а сложные, комплексные правоотношения с участием кредиторов, должника и арбитражного суда.

________________

См.: п.10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" // Вестник ВАС РФ. 2009. N 9. С.118.

3. Допуская обжалование определения суда о назначении внешнего управляющего, Закон устанавливает, что подача жалобы и принятие ее к рассмотрению не приостанавливают исполнения определения. Это означает, что принявший дела внешний управляющий выполняет свои функции, несмотря на то что определение суда о его утверждении может быть позднее отменено, а внешним управляющим будет назначено другое лицо, которому придется передавать дела.

Ситуация не является противоестественной, поскольку вообще может быть временной разрыв между введением внешнего управления и назначением внешнего управляющего. В таком случае осуществление полномочий внешнего управляющего возлагается судом на лицо, исполнявшее обязанности временного управляющего, административного управляющего или конкурсного управляющего. Но к задачам лица, временно исполняющего обязанности внешнего управляющего, Закон не относит составление плана внешнего управления; план внешнего управления должен разрабатываться только тем арбитражным управляющим, который назначен внешним управляющим и выполняет его обязанности на постоянной основе.