Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный)

Комментарий к статье 97. Освобождение внешнего управляющего

1. Исполнение обязанностей внешнего управляющего конкретным арбитражным управляющим, назначенным арбитражным судом, может быть прекращено досрочно, т.е. раньше завершения его работы, ранее окончания срока действия процедуры внешнего управления.

2. Термин "освобождение" по смыслу правил ст.97 и 98 Закона означает, что вопрос о досрочном прекращении полномочий конкретного внешнего управляющего решается арбитражным судом на основании либо заявления этого внешнего управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей, либо на основании ходатайства саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой является данный арбитражный управляющий.

С ходатайством об освобождении назначенного судом внешнего управляющего от возложенных на него обязанностей в течение действия процедуры внешнего управления может обратиться в суд и СРО, членом которой является данный внешний управляющий. В случае выхода внешнего управляющего из состава СРО, а также в случае исключения внешнего управляющего из состава СРО вследствие совершения им различных правонарушений СРО обязана обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от обязанностей внешнего управляющего. Такое ходатайство должно быть заявлено не позднее 14 дней с даты принятия постоянно действующим коллегиальным органом СРО решения об исключении данного внешнего управляющего из состава СРО. Ходатайства СРО, заявленные по указанным основаниям, подлежат удовлетворению арбитражным судом.

В судебном заседании, в котором будет рассматриваться заявление внешнего управляющего или ходатайство саморегулируемой организации, должны принять участие кредиторы и другие лица, участвующие в деле о банкротстве.

Закон не связывает подачу заявления с какими-либо мотивами: болезнь, семейные обстоятельства и т.п. Обстоятельства, вынудившие внешнего управляющего просить суд освободить его от исполнения обязанностей, могут быть самыми различными, в том числе делового характера. Рассматривая заявление, суд, конечно же, не может не выяснить мотивы и не дать им оценку. Суд может отклонить заявление внешнего управляющего либо удовлетворить его. То же самое относится к ходатайству саморегулируемой организации; для принятия решения суду важно знать мотивы, по которым саморегулируемая организация ходатайствует о досрочном освобождении конкретного своего члена от обязанностей внешнего управляющего в деле о банкротстве данного должника.

3. Если суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления внешнего управляющего или, соответственно, ходатайства саморегулируемой организации, он выносит определение об освобождении данного арбитражного управляющего от исполнения обязанностей внешнего управляющего и об утверждении нового внешнего управляющего, кандидатура которого должна быть подготовлена заблаговременно.

Определение суда об освобождении внешнего управляющего может быть обжаловано, но подлежит немедленному исполнению: в течение 3 дней дела должны быть переданы новому внешнему управляющему.

4. Полномочия внешнего управляющего могут быть прекращены в порядке, аналогичном освобождению его от исполнения обязанностей в иных случаях, пусть даже эти случаи не предусмотрены настоящим Федеральным законом, например в случае его смерти, безвестного или длительного отсутствия, выезда за границу на постоянное место жительства, когда сам внешний управляющий отсутствует, и т.п. В подобного рода случаях с ходатайством в арбитражный суд о прекращении полномочий внешнего управляющего должна обращаться соответствующая СРО.