Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный)

Комментарий к статье 81. Последствия введения финансового оздоровления

1. Коммент.ст. охватывает не все последствия введения финансового оздоровления, а только те из них, которые непосредственно связаны с денежными долговыми обязательствами должника.

По существу, введение финансового оздоровления должника есть не что иное, как установление моратория на исполнение им финансовых обязательств в общем порядке, с тем чтобы они - финансовые обязательства - исполнялись в специальном порядке. Но этот мораторий должен способствовать достижению основной цели процедуры финансового оздоровления - удовлетворению требований кредиторов на данной стадии, до введения внешнего управления или открытия конкурсного производства. Такой мораторий не является абсолютным, он действует избирательно и в определенных временных границах.

2. Все денежные обязательства должника делятся теперь на две группы: 1) долги, которые внесены в график погашения задолженности, утвержденный определением арбитражного суда о введении финансового оздоровления, и 2) долги, которые не внесены в график погашения задолженности.

Погашаются в период финансового оздоровления только те долги должника, которые содержатся в графике. Это общее правило. В виде исключения должны производиться не внесенные в график выплаты по исполнительным листам, выданным на основании вступивших в законную силу еще до даты введения финансового оздоровления решений судов: 1) о взыскании задолженности по заработной плате, авторским гонорарам; 2) о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; 3) о выплате компенсации сверх возмещения вреда; 4) об истребовании имущества (материальных ценностей) из незаконного владения должника. Это, можно сказать, традиционные исключения, обусловленные социальными и моральными факторами, тем более что речь идет о бесспорных требованиях: имеется и решение суда, вступившее в законную силу, и возбуждение исполнительного производства. Не подпадают под действие моратория и текущие платежи, которые обязан совершать должник, несмотря на введение процедуры финансового оздоровления.

Другие требования, не внесенные в график погашения задолженности, не подлежат удовлетворению, и никакие другие выплаты не могут быть произведены; в том числе не могут выплачиваться дивиденды по эмиссионным ценным бумагам, не подлежит выделу и оплате доля из уставного капитала должника; полученная должником прибыль не может распределяться между его учредителями (участниками); приостанавливается исполнение по всем другим исполнительным документам.

Перечень исключений, не попадающих под действие установленного моратория, дополнен требованием о выплате компенсации сверх возмещения вреда. Имеются в виду случаи присуждения судом в пользу потерпевшего компенсации понесенных им судебных расходов, которые должны быть взысканы с лица, причинившего вред, которым и является в данном контексте организация- должник. Но и в таких случаях организация-должник не вправе выплатить указанную компенсацию до тех пор, пока взыскатель не представит решение суда, вступившее в законную силу, и исполнительный лист.

Важное практическое значение имеет запрещение погашать долги путем проведения зачета встречного однородного требования, но только если при этом нарушается очередность, предусмотренная п.4 ст.134 Закона, либо если такое погашение долгов приводит к преимущественному удовлетворению требований кредиторов одной очереди перед другими кредиторами. До принятия ныне действующего Закона аналогичное правило отсутствовало, а в практике к помощи зачета в период внешнего управления иногда прибегали; это приводило к спорам, которые вызывали у судебных инстанций затруднения. Но и сейчас оценка правомерности зачета требует математического анализа ситуации, так как при зачете погашается какая-то часть дебиторской задолженности, а, следовательно, уменьшается размер активов должника, что в любом варианте зачета затрагивает интересы остальных кредиторов, которые по этой причине вправе оспаривать проведенные зачеты. Аналогичные с зачетом условия предусмотрены в коммент.ст. относительно отступного и применения иных способов прекращения денежных обязательств организации-должника.

3. Требования, срок исполнения которых наступил, но которые не были включены в график погашения задолженности, должны предъявляться не в общем порядке, а в порядке, который действует с момента возбуждения относительно должника дела о банкротстве. Эти требования включаются в реестр требований кредиторов и удовлетворяются в очередности после требований, внесенных в график погашения задолженности. Срок их удовлетворения - не позднее чем через месяц с даты окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком, если иное не предусмотрено Законом, а иное для процедуры финансового оздоровления Законом не предусмотрено.

4. Для того чтобы у должника была реальная возможность использовать для удовлетворения требований, включенных в график, собственные ресурсы, ранее принятые меры обеспечения, как сказано в Законе, "отменяются". Понятно, что меры обеспечения, принятые до введения процедуры финансового оздоровления - аресты имущества, денежных средств на банковских счетах - должны с момента начала финансового оздоровления отпасть автоматически, т.е. утратить силу. С тем, чтобы в практике не возникало коллизий, было бы целесообразно указывать на отмену ранее принятых мер по обеспечению требований каких-либо кредиторов в резолютивной части определения арбитражного суда о введении финансового оздоровления или выносить об этом отдельные определения. Однако, как разъяснено в постановлении Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Об исполнительном производстве”, в случае возбуждения дела о банкротстве", "...обеспечительные меры считаются отмененными в силу указания закона без принятия об этом самостоятельного акта судом общей юрисдикции или арбитражным судом. В данном случае в связи со снятием ареста судебный пристав-исполнитель совершает необходимые действия в том же порядке, который применялся бы, если бы судом был удовлетворен иск об освобождении имущества от ареста".

________________

Вестник ВАС РФ. 2009. N 9. С.108.

5. Помимо указанного выше деления, долговые денежные обязательства делятся на две группы в зависимости от того, когда эти обязательства возникли, - до введения процедуры финансового оздоровления или после ее введения. Деление обязательств должника на эти две группы имеет значение для применения неустойки и других финансовых санкций. По денежным обязательствам, возникшим до дня введения процедуры финансового оздоровления, начисление финансовых санкций: неустоек (штрафов, пеней), процентов и т.п. - приостанавливается. Они не начисляются за весь период, в течение которого действует процедура финансового оздоровления.

В коммент.ст. употребляется термин "подлежащие уплате проценты" без дальнейшей их характеристики. Но из контекста этого фрагмента и сопоставления с другими положениями коммент.ст. следует, что речь здесь идет о процентах как одном из видов финансовых санкций - процентах, применяемых согласно ст.395 ГК РФ за неправомерное пользование чужими денежными средствами. Проценты по займу (кредиту), предусмотренные в кредитных договорах как плата за пользование ссудой (ст.809 ГК РФ), продолжают начисляться в период финансового оздоровления.

6. Но из правила о начислении финансовых санкций в период финансового оздоровления сделаны исключения в интересах тех кредиторов, чьи требования включены в график погашения задолженности. Во-первых, суммы неустойки (штрафов, пеней), начисленные на дату введения финансового оздоровления, подлежат внесению в график погашения задолженности. В графике устанавливается срок их погашения, наступающий "после удовлетворения всех остальных требований кредиторов"; "остальных" означает - основных, т.е. основного долга.

В соответствии со ст.319 ГК РФ если имеются долги, то из сумм, направляемых на их погашение, при отсутствии иного соглашения между сторонами обязательства, погашаются прежде всего издержки кредитора по получению исполнения, затем - проценты и только в оставшейся сумме погашается основной долг. Но в период осуществления процедур банкротства обязательства исполняются не по общим, а по специальным правилам. В данном случае правило о том, что требования кредиторов об уплате неустойки (штрафа, пеней) удовлетворяются после погашения задолженности должника по основному долгу, направлено на обеспечение сбалансированности интересов кредиторов и интересов должника. Если бы во время финансового оздоровления применялось правило ст.319 ГК РФ, задолженность должника перед кредиторами могла бы увеличиваться, несмотря на частичные выплаты, что уменьшало бы шансы должника на выход из кризисной ситуации.

В таком же порядке, как и неустойка (штрафы, пени), возмещаются причиненные кредиторам убытки в виде упущенной выгоды. Отсюда следует, что требования о взыскании другой части убытков - реального ущерба - удовлетворяются не в последнюю очередь по графику погашения задолженности, как неустойка, а вместе с погашением основных долгов, внесенных в график.

6. В п.3 коммент.ст. говорится о неустойке (штрафах, пенях) и убытках в виде упущенной выгоды, но ничего не сказано о процентах годовых, начисленных за неправомерное пользование чужими денежными средствами на дату введения финансового оздоровления. Представляется, что это пробел, который должен быть восполнен, поскольку проценты годовых, взимаемые на основании ст.395 ГК РФ, являются одним из видов финансовых санкций, применяемых за нарушение денежных обязательств, а высшие судебные инстанции по существу приравняли проценты годовых к неустойке, распространив на них действие правил ст.319, 333 ГК РФ, в которых говорится о неустойке, но не о процентах. Следовательно, в данном случае надо руководствоваться логикой систематического толкования правовых норм и, опираясь на аналогию права, вносить в график погашения задолженности и суммы процентов годовых по ст.395 ГК РФ, начисленные на дату введения финансового оздоровления. Эти проценты, как и неустойка (штрафы, пени), подлежат погашению в соответствии с графиком, но в последнюю очередь - после удовлетворения требований кредиторов по основным долгам.

________________

См., например: п.7, 9, 10, 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежным средствами" с дополнением, внесенным постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 декабря 2000 г. N 34/15 // Вестник ВАС РФ. 1998. N 11. С.7-14; 2001. N 3. С.5.

8. В интересах кредиторов проценты годовых начисляются и после дня введения финансового оздоровления, но это уже совсем особый вид финансовых санкций, являющийся по существу платой за пользование денежными средствами кредиторов. Согласно п.2 ст.95 Закона проценты годовых начисляются на суммы требований, включенных в график погашения задолженности; размер процентов устанавливается по ставке рефинансирования Банка России, но может быть уменьшен по соглашению между должником и конкурсным кредитором. На суммы требований конкурсных кредиторов проценты годовых начисляются со дня вынесения судом определения о введении финансового оздоровления и до дня погашения отдельных требований, а если какое-то требование осталось непогашенным и после окончания финансового оздоровления и (или) внешнего управления, то проценты на такое требование подлежат начислению до даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Поскольку проценты годовых подлежат уплате одновременно с удовлетворением требований кредиторов, они должны рассчитываться на даты, предусмотренные графиком погашения задолженности, а если график был нарушен, то на дату фактических выплат. Если же долги не были погашены до введения конкурсного производства, то на этой последней стадии проценты годовых выплачиваются в соответствии с порядком очередности, установленным ст.134 настоящего Закона.