Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный)

Комментарий к статье 95. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов

1. Необходимым условием восстановления платежеспособности должника является приостановление исполнения его денежных обязательств, включая погашение долгов перед контрагентами, уплату налогов и других обязательных платежей. Такое приостановление исполнения денежных обязательств какого-либо субъекта (или каких-либо субъектов), наступающее в силу прямого указания Закона, принято называть мораторием. Название коммент.ст. ориентирует на сущность и смысл последствий, наступающих при введении арбитражным судом внешнего управления относительно должника. Во время действия моратория не начисляются санкции за просрочку исполнения, не могут быть взысканы с должника убытки, вызванные мораторием, приостанавливается течение срока исковой давности по предъявленным к нему требованиям.

2. В п.2 коммент.ст. подчеркивается, что на период моратория приостанавливается исполнение исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу решений суда по имущественным взысканиям. Но мораторий не носит всеобъемлющего характера; он не распространяется на ряд требований, предъявляемых в порядке исполнительного производства, при условии что исполнительные документы выданы взыскателям на основании решений судов, вступивших в законную силу до введения внешнего управления. Требования, которые выведены из-под действия моратория, перечислены в абз.2 п.2 коммент.ст.

В судебной практике по делам о банкротстве возник вопрос о том, распространяется ли мораторий на платежи (взносы) организации-должника, которые согласно абз.5 ст.2 Закона являются обязательными платежами. В связи с этим в постановлении Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" разъясняется, что "...судам следует принимать во внимание особую правовую природу и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы. Предусмотренный ст.94, 95 Закона о банкротстве мораторий на удовлетворение требований кредиторов на данные требования не распространяется" (п.15 абз.4).

________________

Вестник ВАС РФ. 2006. N 9. С.46-58.


С таким выводом согласиться трудно. В числе требований, не подпадающих под действие моратория, обязательные платежи (взносы) в государственные внебюджетные фонды не названы. И это не случайно, так как выплаты по заработной плате и платежи в государственные внебюджетные фонды имеют разную экономическую и правовую природу. Поэтому взносы в государственные внебюджетные фонды на заработную плату работающих должны начисляться и в период внешнего управления, но перечисляться на счета соответствующих фондов денежные средства должны после открытия конкурсного производства в соответствии с правилами п.2 ст.137 Закона.

3. Нормативные положения, определяющие правовой режим моратория по действующему Закону о банкротстве, во многом идентичны положениям Закона о банкротстве 1998 г. (ст.70). Но есть и отличия, которые, однако, не бесспорны. Первоначально к числу тех требований, на которые не распространялся мораторий, законодатель отнес требования о возмещении морального вреда, которые не были предусмотрены Законом о банкротстве 1998 г. (п.5 ст.70). Компенсация морального вреда в отличие от возмещения убытков не носит восстановительного характера. Не случайно ст.151 ГК РФ названа "Компенсация морального вреда", в ней не используется понятие "возмещение вреда". Назначаемые судами суммы компенсации морального вреда могут быть достаточно крупными, их выплаты могут изменить финансовое положение организации-должника в худшую сторону. Поэтому вряд ли было оправданно выведение из сферы действия моратория требований о компенсации морального вреда. Законодатель учел эти соображения и Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 186-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п.2 и 5 коммент.ст. были внесены изменения: из состава тех требований, на которые не распространяется действие моратория, требования о компенсации морального вреда были исключены.

________________

РГ. 2015. 7 июля.


С другой стороны, совершенно не ясно, почему в п.5 коммент.ст. не указаны требования о взыскании задолженности по алиментам (в п.5 ст.70 Закона о банкротстве 1998 г. требования о взыскании по алиментам были указаны). Следовало бы исправить этот недостаток и указать требования о взыскании задолженности по алиментам в числе требований, на которые мораторий не распространяется. Нельзя в связи с этим не отметить, что в содержание коммент.ст. дважды Федеральными законами от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" и от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" вносились изменения и дополнения, но предложения, высказываемые автором комментария к настоящей статье, не были приняты во внимание законодателем.

________________

СЗ РФ. 2006. N 52 (ч.1). Ст.5497.

См.: Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)": постат.науч.-практ. / под ред. В.Ф.Попондопуло. М.: Омега-Л, 2003. С.202-203.

4. За изъятиями, установленными в п.2 и 5 коммент.ст., мораторий распространяется на все денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением текущих платежей; в частности, исполнительное производство по взысканию задолженности по текущим платежам не приостанавливается.

________________

См.: п.19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 58 "О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя" // Вестник ВАС РФ. 2009. N 9. С.99.


Согласно п.3 коммент.ст. мораторий распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника. Распространение моратория на такого рода убытки дает внешнему управляющему возможность определять, какие договорные обязательства должника следует исполнять, а от исполнения каких целесообразно отказаться, не ухудшая при этом финансовое положение должника.

5. В Законе о банкротстве более подробно регламентированы вопросы начисления процентов годовых на суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Проценты годовых начисляются в размере ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на дату введения внешнего управления. Но по соглашению внешнего управляющего с конкурсным кредитором размер процентов может быть снижен или сокращен период их начисления. Конкурсные кредиторы могут пойти навстречу деловым предложениям внешнего управляющего, тем более что суммы начисленных процентов годовых не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсным кредиторам на собрании кредиторов.

Из контекста коммент.ст. вытекает, что возможность уменьшения процентов по соглашению с внешним управляющим распространяется и на задолженность должника по налоговым и другим обязательным платежам.

6. В первоначальной редакции коммент.ст. содержался п.4, согласно которому правила, предусматривавшиеся п.2 и 3 коммент.ст., не применялись к денежным обязательствам и обязательным платежам, которые возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления. Тем самым мораторий не распространялся на денежные обязательства и обязательные платежи, которые "возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления". Эта формулировка значительно сужала круг требований, подлежавших удовлетворению в период внешнего управления, по сравнению с редакцией п.4 ст.70 Закона о банкротстве 1998 г., в котором речь шла об обязательствах, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления. Такая регламентация создавала неопределенность и усложняла решение вопросов, связанных с применением моратория. Поэтому вполне обоснованно положения п.4 коммент.ст. были признаны утратившими силу согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".

7. В ГК РФ институт приостановления исполнения обязательств (мораторий, дефолт) не получил отражения. С учетом опыта правового регулирования отношений, возникающих во время действия отдельных процедур банкротства, следовало бы восполнить этот пробел гражданского законодательства и включить в ГК РФподразд.1 "Общие положения об обязательствах" разд.III "Общая часть обязательственного права") главу, в которой содержались бы общие положения о приостановлении исполнения обязательства (моратории), которые стали бы базой для более детального регулирования применительно к несостоятельности (банкротству) различных видов организаций.