1. Арбитражный управляющий, обеспечивающий достижение целей возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) в период действия процедуры финансового оздоровления, именуется административным управляющим, хотя это название не отражает его полномочия; во всяком случае, он не является администратором (менеджером) организации-должника и не осуществляет руководство ее деятельностью, хотя в случае необходимости при отстранении руководителя организации-должника от должности по решению суда такие полномочия могут быть предоставлены административному управляющему.
Выдвижение кандидатуры арбитражного управляющего, претендующего на получение статуса административного управляющего, и утверждение его в таком статусе происходит в порядке, подробно регламентированном положениями ст.45 Закона.
Административный управляющий утверждается арбитражным судом на период действия процедуры финансового оздоровления.
2. Функции административного управляющего проистекают из тех задач, которые должны быть решены в период финансового оздоровления, а именно - обеспечение удовлетворения требований кредиторов, в соответствии с графиком погашения задолженности.
Правовой статус административного управляющего определяется его обязанностями и правами. Обязанности перечислены в п.3 коммент.ст., но, кроме перечисленных здесь, могут быть и иные обязанности, предусмотренные в других статьях Закона.
Среди обязанностей административного управляющего выделяются обязанности по осуществлению контроля за выполнением должником графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления. Собирая всю необходимую информацию, административный управляющий должен анализировать положение дел, оценивать развитие событий и по результатам анализа готовить заключения о ходе выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления. Заключения представляются собранию (комитету) кредиторов, которое на их основе может прийти к определенным выводам и принять соответствующие решения: об отстранении руководителя должника, переходе к другой процедуре несостоятельности (банкротства) и т.д. Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ перечень обязанностей административного управляющего не был дополнен какими-либо новыми обязанностями, но формулировки некоторых его обязанностей были редакционно уточнены без изменения их смысла.
3. Права (полномочия) административного управляющего вытекают из его функциональных обязанностей и корреспондируют им. Среди этих полномочий выделяется право на обращение в суд в тех случаях, когда это необходимо для защиты интересов кредиторов и интересов должника.
Так, если должник производит выплаты с нарушением графика погашения задолженности, административный управляющий вправе обратиться к лицам, предоставившим обеспечение, с требованием об исполнении ими своих обязательств, а если и они не исполнят принятые ими на себя обязательства надлежащим образом, административный управляющий вправе, а точнее сказать - обязан, предпринять все необходимые действия для использования предоставленного третьими лицами обеспечения для удовлетворения требований кредиторов.
На административного управляющего возложены важнейшие полномочия по обеспечению сохранности имущества должника: он может обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по сохранности имущества, например о запрещении органам организации-должника совершать сделки, направленные на отчуждение имеющихся активов. Иски в защиту имущественных интересов должника, например о признании недействительными совершенных ранее сделок, административный управляющий может заявлять от своего имени. В тех случаях, когда действия руководителя организации-должника нарушают положения настоящего Закона, административный управляющий вправе ходатайствовать перед арбитражным судом об отстранении руководителя должника от должности.
4. В коммент.ст. предусматриваются основания и порядок прекращения полномочий арбитражного управляющего, выполняющего функции административного управляющего. Основаниями прекращения полномочий административного управляющего являются: 1) освобождение; 2) отстранение его судом от исполнения обязанностей административного управляющего; 3) прекращение процедуры финансового оздоровления или вообще прекращение производства по делу о банкротстве.
Применяемая здесь законодателем терминология отражает сущностные различия в основаниях прекращения полномочий административного управляющего. Освобождается административный управляющий от должности в случаях, когда он сам подает соответствующее заявление и приведенные им мотивы признаются судом уважительными.
С ходатайством об освобождении назначенного судом административного управляющего от возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве может обратиться и СРО, членом которой являлся данный административный управляющий. Такие ходатайства должны быть мотивированными и должны заявляться СРО в случае выхода административного управляющего из состава СРО, а также в случаях, предусмотренных п.2 ст.20.5 Закона.
Как видно, причины освобождения административного управляющего не связаны с качеством выполнения им своих обязанностей. Отстранение же административного управляющего от должности возможно лишь тогда, когда к его деятельности имеются претензии у лиц, участвующих в деле о банкротстве, либо тогда, когда выявились обстоятельства, препятствовавшие утверждению данного специалиста административным управляющим. То есть в отличие от освобождения отстранение от должности является определенной оперативной санкцией, на которую обязана обратить внимание СРО, членом которой состоит данный специалист.
Отстранение судом административного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве может иметь место по ходатайству СРО, членом которой является данный административный управляющий. С такими ходатайствами СРО обязаны обращаться в арбитражный суд в случаях исключения административного управляющего из СРО в связи с совершенными им нарушениями, в частности в случае применения к арбитражному управляющему административного наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения. Понятие и характеристика дисквалификации как вида наказания за совершение административного правонарушения дается в ст.3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях; порядок исполнения постановления о дисквалификации предусмотрен ст.32.11 этого же Кодекса.
Напротив, прекращение полномочий в связи с прекращением производства по делу о банкротстве ввиду удовлетворения требований кредиторов в ходе финансового оздоровления может свидетельствовать об эффективности работы данного специалиста в качестве административного управляющего.
Если относительно должника вводится внешнее управление или открывается конкурсное производство, арбитражный управляющий, выполняющий функции административного управляющего, может получить статус внешнего управляющего или конкурсного управляющего. Это также может восприниматься как свидетельство хорошей работы административного управляющего, об отсутствии к нему претензий со стороны лиц, участвующих в деле о банкротстве, и со стороны суда. Если же судом в качестве внешнего управляющего или конкурсного управляющего утверждается другое лицо, то полномочия лица, выполнявшего функции административного управляющего, прекращаются и он обязан передать дела арбитражному управляющему, утвержденному в качестве внешнего управляющего или конкурсного управляющего.
Об освобождении или, соответственно, отстранении лица от исполнения обязанностей административного управляющего выносится определение арбитражного суда. Это определение суда подлежит немедленному исполнению, хотя и может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы.
По логике Закона обжалуется определение суда об отстранении, поскольку освобождение лица от исполнения обязанностей административного управляющего производится либо по его собственному желанию, оформленному в виде заявления, подаваемого в арбитражный суд, либо по ходатайству саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является. Отстранение же административного управляющего от возложенных на него обязанностей может иметь место вследствие недостатков в его работе, некачественного выполнения им обязанностей административного управляющего.
Обжалование определения суда об освобождении или отстранении административного управляющего от исполнения обязанностей не приостанавливает исполнение определения. Даже если лицо, отстраненное от исполнения обязанностей административного управляющего, не согласно с этим решением и подало апелляционную жалобу на определение арбитражного суда, оно обязано передать дела лицу, назначенному вместо него новым административным управляющим должника.
5. Применительно к ситуации, которая складывается в случае освобождения или отстранения административного управляющего от исполнения его функций, в новой редакции п.5 коммент.ст. не предусматривается срок для передачи дел вновь утвержденному административному управляющему. В связи с этим представляется целесообразным исходить из логики законодательных установлений и в порядке расширительного и исторического толкования указанной нормы применять прежнее правило о трехдневном сроке передачи дел.
При этом напрашиваются два уточнения. Первое - имеются в виду не любые три дня, а только рабочие дни. Второе - если полномочия административного управляющего прекращаются вследствие прекращения производства по делу о банкротстве в связи с погашением всех требований кредиторов в ходе финансового оздоровления, дела (документы, материальные ценности, печати, штампы и т.д.) передаются административным управляющим руководителю должника. Но если ранее руководитель должника был отстранен от должности арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст.69 и п.2 ст.82 Закона, тогда дела могут быть переданы административным управляющим вновь назначенному руководителю должника или лицу, временно исполняющему обязанности руководителя организации-должника. Поскольку решение вопроса об определении фигуры руководителя может занять некоторый промежуток времени, срок для передачи дел в этом случае - три рабочих дня - следует отсчитывать со дня назначения руководителя должника или лица, временно исполняющего обязанности руководителя.
О передаче дел должен быть составлен двусторонний акт приема-передачи.
Административный управляющий, чьи полномочия прекращены, фактически заканчивает свою работу в момент подписания им и лицом, которому он передает дела по управлению должником, акта приема-передачи.