1. Статья 85.1 внесена в текст Закона Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Как вытекает из названия и содержания коммент.ст., ее положения регламентируют порядок погашения задолженности должника по налоговым платежам и сборам, платежам во внебюджетные финансовые фонды и иным платежам этой группы. В частности, как указано в п.17 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве", в случае возбуждения дела о банкротстве к обязательным платежам относится исполнительский сбор, взимаемый в ходе исполнительного производства; такие платежи охватываются словосочетанием "обязательные платежи".
________________
СЗ РФ. 2009. N 1. Ст.4.
См.: Вестник ВАС РФ. 2009. N 9. С.113.
Положения коммент.ст. во многом относятся с точки зрения юридической техники к правовым нормам технологического процедурного характера, так как в них содержатся требования не только к содержанию, но и к оформлению представляемых в суд документов, например к заявлению лица о его намерении погасить задолженность должника по обязательным платежам (п.3), уведомлению уполномоченного органа (п.8). Анализ содержания коммент.ст. позволяет характеризовать ее положения именно как регламентацию, под которой в данном контексте следует понимать более подробное, более детальное или детализированное, чем обычно, нормативно-правовое регулирование соответствующих отношений. Такая регламентация характерна главным образом для подзаконных нормативных правовых актов, направленных на детализирование и конкретизацию положений, содержащихся в законодательных актах. Мотивы законодателя, включившего в Федеральный закон технологические процедурные нормы, состоят, очевидно, в том, что посредством детализации законодатель стремится установить четкий и прозрачный порядок всей фактической процедуры осуществления лицами, участвующими в деле о банкротстве, действий по погашению задолженности должника по обязательным платежам. Такой законодательный подход допустим и оправдан, поскольку речь идет о публичных интересах, каковыми в данном случае являются интересы казны.
2. Тем не менее как и в других законодательных положениях, так и в коммент.ст. невозможно охватить все аспекты и все нюансы отношений, возникающих в процессе погашения задолженности по обязательным платежам. Так, в п.13 коммент.ст. сказано, что порядок расчетов в целях погашения требований к должнику об уплате обязательных платежей устанавливается Правительством РФ. Это значит, что, по мнению законодателя, должны быть также специально урегулированы собственно расчетные операции по перечислению денежных средств с банковского расчетного или текущего счета лица-обеспечителя на соответствующий счет федерального казначейства или счет государственного внебюджетного фонда. Конечно, более целесообразно установит порядок и технологию проведения расчетных операций не в самом Федеральном законе, а в подзаконном нормативном правовом акте на уровне постановления Правительства РФ.
Но в п.8 коммент.ст. предусматривается, что для того, чтобы была осуществлена платежная операция по перечислению денежных средств по погашению задолженности должника по обязательным платежам, уполномоченный орган должен представить в арбитражный суд уведомление с указанием банковских реквизитов и других необходимых данных для осуществления платежа. В данном контексте уполномоченные органы - это органы, осуществляющие администрирование расчетов по налоговым и другим обязательным платежам - Федеральная налоговая служба (ФНС), Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
3. В свою очередь лицо-обеспечитель, имеющее намерение погасить требования по обязательным платежам, должно подать в суд заявление с указанием срока погашения требований, который не может быть более 30 рабочих дней с даты вынесения судом соответствующего определения, а также с указанием некоторых необходимых для совершения платежа данных. Хотя в тексте п.3 коммент.ст. указаны только наименование для юридического лица и фамилия, имя, отчество для физического лица-заявителей, представляется, что должны быть указаны и другие данные, индивидуализирующие заявителя, в частности основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на налоговый учет (КПП), банковские реквизиты; для физических лиц - адрес регистрации по месту жительства и др.
4. Процесс погашения задолженности по обязательным платежам складывается из следующих этапов: 1) направление заявления о намерении лицом, готовым погасить обязательные платежи вместо должника; заявление направляется в арбитражный суд, должнику, административному управляющему, соответствующему уполномоченному органу; 2) представление уполномоченным органом уведомления с информацией, необходимой для проведения платежных операций; 3) рассмотрение указанного заявления арбитражным судом; срок рассмотрения заявления - не более 14 рабочих дней с даты его поступления в суд; 4) вынесение судом определения об удовлетворении поданного заявления; следует иметь в виду, что суд вправе отказать в удовлетворении заявления при наличии к тому определенных оснований, например если в реестре требований кредиторов отсутствуют требования к должнику об уплате обязательных платежей; 5) перечисление заявителем денежных средств в размере и в порядке, указанных в определении суда; 6) направление заявителем в арбитражный суд заявления о признании требований по обязательным платежам погашенными и о включении его - заявителя - в реестр требований кредиторов взамен уполномоченного органа; 7) рассмотрение данного заявления судом и вынесение определения о признании требований по обязательным платежам погашенными и о замене кредитора в реестре требований кредиторов.
5. Если в ходе рассмотрения данного заявления судом выяснится, что порядок или сроки погашения были нарушены или требования об уплате обязательных платежей были погашены не в полном размере, суд отказывает в признании требований по обязательным платежам погашенными.
В этом случае перечисленные заявителем денежные средства подлежат возврату ему в течение 10 рабочих дней со дня вынесения определения суда.
В такой ситуации, когда требование или требования по обязательным платежам не погашены или погашены частично, можно признать, что заявителем нарушены принятые им на себя добровольно обязательства; тем не менее Закон не устанавливает каких-либо санкций, которые могли бы быть применены к заявителю. Было бы целесообразно предусмотреть таковые санкции, поскольку действия заявителя, не выполнившего свои обязательства, могут повлечь за собой отрицательные последствия для должника и конкурсных кредиторов, например затягивание по времени решения вопроса о погашении требований по обязательным платежам в другом порядке из других источников.
Анализ положений коммент.ст. позволяет сделать вывод о том, что установленный в ней порядок погашения задолженности по обязательным платежам в ходе финансового оздоровления аналогичен порядку погашения задолженности по обязательным платежам в ходе наблюдения, установленному положениями ст.71.1 Закона. Дублирование этих норм имеет практическое значение, так как ориентирует на возможность использования механизма погашения задолженности должника по обязательным платежам не самим должником, а другими лицами не только в ходе наблюдения, но и в ходе финансового оздоровления.
6. Как вытекает из п.14 коммент.ст., предусмотренный в ней порядок удовлетворения требований по обязательным платежам может быть применен к тем должникам, в отношении которых установлены особенности проведения процедур, применяемых в делах о банкротстве, только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено положениями настоящего Федерального закона. Однако, в гл.IX-XI Закона отсутствуют положения, которые предусматривали бы возможность применения предусмотренного в коммент.ст. порядка погашения задолженности по обязательным платежам различных видов должников. Это, скорее всего, пробел Закона. Аналогичный порядок мог быть применен к градообразующим организациям, стратегическим предприятиям и организациям, субъектам естественным монополий, к организациям-застройщикам, а возможно, и к некоторым другим видам организаций-должников.