Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный)

Комментарий к статье 99. Права и обязанности внешнего управляющего

1. Состав прав и обязанностей внешнего управляющего - в принципе тот же самый, что и по Закону о банкротстве 1998 г., но с определенными коррективами, в том числе внесенными Федеральными законами от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Некоторые из новелл имеют большое практическое значение. Так, иски в арбитражный суд о признании недействительными сделок и решений и другие иски в защиту интересов организации-должника предъявляются внешним управляющим не от своего имени, а, как теперь указано в п.1 коммент.ст., от имени должника. Это более правильно, хотя бы потому, что предметом оспариваемых сделок является имущество, принадлежащее должнику, а не внешнему управляющему. Согласно п.2 ст.74 Закона о банкротстве 1998 г., внешний управляющий был обязан открыть специальный банковский счет для проведения внешнего управления и осуществления расчетов с кредиторами; в п.2 коммент.ст. настоящего Закона нет указаний на открытие специального банковского счета, но, как представляется, этот счет - номинальный счет (ст.860.1-860.6 ГК РФ) - тем не менее может быть открыт хотя бы для того, чтобы не смешивать денежные операции различного назначения на одном банковском счете организации-должника и не попасть под действие правил об очередности платежей с расчетного счета, предусмотренных п.2 ст.855 ГК РФ.

________________

СЗ РФ. 2009. N 18 (ч.1). Ст.2153.

СЗ РФ. 2012. N 31. Ст.433.

2. Перечень прав, закрепленный в п.1 коммент.ст., можно было бы считать примерным, если бы не оговорка об иных предусмотренных Законом действиях. В силу данной оговорки перечень прав внешнего управляющего приходится признать исчерпывающим, - в перечень входят права, перечисленные в п.1 коммент.ст., а также указанные в других статьях Закона, в которых говорится о возможности внешнего управляющего совершать определенные действия в порядке осуществления предоставленных ему прав.

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон внесены статьи об оспаривании сделок должника (ст.61.1-61.9), которые объединены в новую главу Закона - гл.III.1 "Оспаривание сделок должника". Положения этой главы распространяются и на процедуру внешнего управления; согласно ст.61.9 Закона полномочия по оспариванию сделок должника предоставлены внешнему управляющему и конкурсному управляющему, которые могут действовать от имени должника как по своей инициативе, так и по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Важной новеллой является положение о предоставлении внешнему управляющему права предъявлять в суде иски к членам коллегиальных органов управления должника, членам совета директоров (наблюдательного совета), единоличному исполнительному органу, собственнику имущества должника и ряду других лиц о взыскании с них убытков, причиненных должнику их неправомерными действиями (бездействием).

3. Перечень обязанностей внешнего управляющего, содержащийся в п.2 коммент.ст., сопровождается оговоркой аналогичного типа - осуществлять иные предусмотренные Законом полномочия. В таком контексте эту оговорку следует понимать как закрепление общей обязанности внешнего управляющего осуществлять предоставленные ему полномочия и совершать все действия, необходимые для достижения целей внешнего управления. Тем не менее Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность внешнего управляющего принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию дополнена обязанностью включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах проведенной инвентаризации; это должно быть сделано в течение 3 рабочих дней с даты окончания инвентаризации. Инвентаризация, конечно же, необходима, без нее не будет ясности о реальном составе имущества должника; без инвентаризации невозможен полный учет имущества должника и обеспечение его сохранности. Включение в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации также необходимо. Следовало бы при этом уточнить два вопроса: 1) сроки проведения инвентаризации, установив интервал в рабочих днях в зависимости от количественного объема и структуры имущества должника; 2) утвердить форму представления сведений о результатах инвентаризации.

4. В составе прав и обязанностей внешнего управляющего, перечисленных в коммент.ст., могут быть выделены его права и обязанности по отношению к должнику, права и обязанности по отношению к кредиторам и права и обязанности по отношению к другим лицам, участвующим в деле о банкротстве. Например, представление собранию кредиторов отчета об итогах реализации плана внешнего управления - обязанность внешнего управляющего по отношению к кредиторам, а такое действие, как заявление возражений против предъявленных к должнику требований кредиторов, не включенных в реестр требований кредиторов, можно трактовать как обязанность внешнего управляющего в отношениях с должником и как его право в отношениях с кредиторами.