1. Процесс завершения наблюдения имеет две стадии. Во-первых, первое собрание кредиторов принимает соответствующее решение, что является основанием для, во-вторых, принятия арбитражным судом судебного акта. Наблюдение может завершиться принятием одного из четырех следующих решений: введение финансового оздоровления; введение внешнего управления; признание должника банкротом и открытие конкурсного производства; утверждение мирового соглашения и прекращение производства по делу о банкротстве.
2. В том случае, если первое собрание кредиторов не приняло решения о применении в отношении должника одной из процедур банкротства, арбитражный суд должен отложить рассмотрение дела с учетом общего 7-месячного срока рассмотрения дела о банкротстве. Данная норма является новеллой. Ранее действующее законодательство о банкротстве не предусматривало обязанности арбитражного суда откладывать рассмотрение дела в случае, если первое собрание кредиторов не приняло решения по результатам проведения процедуры наблюдения.
Однако если сроки рассмотрения дела не позволяют отложить судебное заседание, арбитражный суд принимает решение о введении одной из последующих процедур банкротства в зависимости от оценки состояния должника, сделанной в результате проведения наблюдения. Введение той или иной процедуры в этом случае оговорено рядом условий.
Так, принятие арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления возможно только при наличии ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, третьего лица или третьих лиц.
Вторым условием введения финансового оздоровления является предоставление обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности.
При этом, в-третьих, размер обеспечения исполнения обязательств должника должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания, не менее чем на 20%. В Законе не указывается, кто может выступать в качестве лица, предоставляющего обеспечение исполнения обязательств. Представляется, что таковыми субъектами могут быть как лица, участвующие в деле о банкротстве, так и третьи лица.
Четвертым условием введения финансового оздоровления в данном случае является требование к графику погашения задолженности, который должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредитора ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов. По смыслу коммент.ст. без ходатайства указанных категорий лиц арбитражный суд не вправе применять к должнику такой процедуры, как финансовое оздоровление.
3. В том случае, если у суда отсутствуют основания для введения процедуры финансового оздоровления, но при этом есть основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, арбитражный суд выносит определение о введении внешнего управления. В данном случае в Законе о банкротстве отсутствуют указания на круг субъектов, которые имеют право выступить с ходатайством о введении внешнего управления. По смыслу закона арбитражный суд в данном случае выступает инициатором введения этой процедуры банкротства.
4. Принятие первым собранием кредиторов решения о необходимости введения внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства вовсе не означает того, что суд обязан согласиться с таким решением. При определенных условиях, несмотря на ходатайство первого собрания кредиторов о введении внешнего управления или и о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, арбитражный суд может ввести в отношении должника процедуру финансового оздоровления. Однако такое решение суд может принять только при наличии следующих условий: во-первых, при предоставлении ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, третьих лиц и, во-вторых, предоставлении банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности.
При этом банковская гарантия должна превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%, а график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с начала удовлетворения требований кредиторов.
5. Моментом прекращения наблюдения является дата принятия судом одного из следующих решений: введение финансового оздоровления, введение внешнего управления, признание должника банкротом и открытие конкурсного производства.
При этом, если арбитражный управляющий не был назначен с введением новой процедуры, суд возлагает исполнение этих обязанностей на временного управляющего, которому поручает провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе СРО, из числа которой должен быть выбран и утвержден арбитражный управляющий.