Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный)

          Комментарий к статье 76. Ходатайство о введении финансового оздоровления

1. Финансовое оздоровление - процедура, вводимая в целях восстановления платежеспособности организации-должника и погашения имеющейся у нее кредиторской задолженности. На первый взгляд финансовое оздоровление - это аналог судебной санации, которая предусматривалась еще в Законе о банкротстве 1992 г. Однако это не так, ибо в назначении и сущности процедуры финансового оздоровления по сравнению с санацией акценты смещены - главным теперь является не само по себе восстановление платежеспособности должника, а удовлетворение требований кредиторов. Причем долги могут быть погашены не только самим должником, но и лицами, предоставившими обеспечение, принявшими на себя обязательство по гарантии или поручительству. В этом - сущность и назначение процедуры финансового оздоровления. В ранее действовавшем законодательстве о несостоятельности (банкротстве) такой процедуры, как финансовое оздоровление, не предусматривалось. Введение этой процедуры носит новаторский характер, свидетельствует о стремлении законодателя к поиску оптимальных экономико-правовых форм осуществления процесса несостоятельности (банкротства). Особое значение придается возможному участию в деле о банкротстве заинтересованных третьих лиц, готовых предоставить необходимые финансовые ресурсы для погашения требований конкурсных кредиторов и восстановления нормального положения должника. По существу, возможное участие третьих лиц и предопределило появление в коммент. Законе 2002 г. абсолютно новой для российской правовой системы процедуры финансового оздоровления.

Строго говоря, термин "финансовое оздоровление" не адекватен назначению рассматриваемой процедуры. Она возможна только при установлении новых сроков денежных выплат кредиторам должника и наличии тех или иных способов обеспечения этих выплат. Поэтому данная процедура представляет собой не что иное, как реструктуризацию задолженности организации-должника. Таким образом, финансовое оздоровление - это процедура несостоятельности (банкротства), которая вводится в целях реструктуризации кредиторской задолженности должника, восстановления его платежеспособности и удовлетворения требований конкурсных кредиторов с использованием в том числе обеспечения, предоставляемого учредителями (участниками) должника, органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, или иными заинтересованными третьими лицами в соответствии с планом финансового оздоровления и графиком погашения задолженности.

________________

Предлагаемое определение понятия финансового оздоровления могло бы быть включено в ст.2 Закона взамен того краткого определения, которое содержится в действующей редакции ст.2 Закона, ибо нынешнее легальное определение не отражает основных особенностей процедуры финансового оздоровления.

2. В известной мере финансовое оздоровление является решающим звеном в цепи процедур, применяемых к организациям-должникам, относительно которых возбуждено дело о банкротстве и проводится наблюдение: если в ходе финансового оздоровления платежеспособность должника восстанавливается и требования кредиторов удовлетворяются, арбитражный суд прекращает судебное производство по делу о банкротстве; напротив, если в ходе финансового оздоровления платежеспособность должника не восстановилась и требования кредиторов не удовлетворены, положение должника радикально меняется; в отношении должника вводится внешнее управление либо, минуя процедуру внешнего управления, должник может быть объявлен банкротом с открытием конкурсного производства непосредственно после прекращения процедуры финансового оздоровления.

Практика более чем 14 лет применения коммент. Закона свидетельствует о недостаточной востребованности процедуры финансового оздоровления. Хотя точные статистические данные о ее применении отсутствуют, можно с уверенностью утверждать, что финансовое оздоровление вводится крайне редко. Причин этому несколько. Прежде всего, сама процедура проработана в Законе явно недостаточно; даже содержащееся в ст.2 Закона легальное определение финансового оздоровления дублирует определение внешнего управления и не раскрывает ни назначения, ни сущности, ни возможностей финансового оздоровления. Было бы целесообразно более подробно регламентировать механизм предоставления заинтересованными третьими лицами обеспечения и механизм использования этого обеспечения для удовлетворения требований конкурсных кредиторов. Предоставляющих обеспечение третьих лиц следует рассматривать как инвесторов, вкладывающих свои средства в рискованный проект, который должен быть весьма выгодным для них. Возможно, надо было бы установить обязательность процедуры финансового оздоровления для некоторых категорий организаций-должников, например для государственных и муниципальных унитарных предприятий, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, организаций-застройщиков, а также предусмотреть возможность применения процедуры финансового оздоровления при несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей. В любом случае необходимо внести в положения Закона о финансовом оздоровлении некоторые коррективы в целях повышения эффективности этой процедуры.

________________

К сожалению, за прошедшие двенадцать с лишним лет законодатель не предпринял необходимых мер по совершенствованию механизма финансового оздоровления; поэтому до сих пор заложенный в самой сущности этой процедуры огромный потенциал остается невостребованным.

3. Финансовому оздоровлению посвящены ст.76-92 Закона, объединенные в гл.5 "Финансовое оздоровление", а также некоторые другие правовые нормы, расположенные в других главах Закона, в частности нормы, предусматривающие особенности финансового оздоровления при банкротстве отдельных категорий должников - юридических лиц (ст.172-174, 178, 194 Закона).

4. Процедура финансового оздоровления не является обязательной в деле о банкротстве. С учетом конкретных обстоятельств в каждом отдельном случае она может быть введена арбитражным судом, а может быть и не введена. Все зависит от намерений кредиторов, от того, согласятся ли они на реструктуризацию задолженности или нет. Право на принятие решения о введении финансового оздоровления предоставлено собранию кредиторов, которое принимает решение в порядке, предусмотренном Законом, а вводится финансовое оздоровление определением суда с учетом решения собрания кредиторов в порядке, предусмотренном ст.75 "Окончание наблюдения" настоящего Закона.

Правом же на обращение к собранию кредиторов и (или) к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления наделены должник, его учредители (участники), орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия, а также третьи лица.

Ходатайство о введении финансового оздоровления - это предложение (оферта), влекущее за собой возникновение определенных обеспечительных обязательств у лица, заявившего ходатайство. Помимо желания погасить кредиторскую задолженность должника, у обратившегося лица должны быть необходимые документально подтвержденные имущественные и финансовые возможности для этого.

5. Вопрос о введении процедуры финансового оздоровления решается в ходе наблюдения, когда накапливается достаточная информация о реальном положении должника и выявляются возможности для восстановления его платежеспособности. Порядок принятия арбитражным судом решения о введении финансового оздоровления предусмотрен в ст.75 Закона.

Ходатайство о введении финансового оздоровления может быть подано после того, как в арбитражном суде будет возбуждено дело о признании должника банкротом, будет введена процедура наблюдения и назначен временный управляющий.

Если заявитель обращается к собранию кредиторов, предоставляемые им документы должны быть переданы временному управляющему. Если заявитель обращается в арбитражный суд, документы передаются арбитражному суду, в котором возбуждено дело о банкротстве данного должника. В любом случае ходатайство должно быть подано не позднее чем за 15 дней до проведения первого собрания кредиторов. Этот период времени необходим для того, чтобы кредиторы могли успеть ознакомиться с заявленным ходатайством и приложенными к нему документами и выработать свою позицию по этому вопросу.

Дата проведения первого собрания кредиторов устанавливается с учетом заявлений третьих лиц о предоставлении необходимого обеспечения и указывается в определении арбитражного суда о возбуждении производства по делу, введении процедуры наблюдения и назначении временного управляющего либо в одном из последующих определений арбитражного суда. Получив ходатайство третьих лиц о введении финансового оздоровления не позднее чем за 15 дней до даты проведения собрания кредиторов, временный управляющий обязан предоставить кредиторам возможность ознакомиться с этим ходатайством и приложенными к нему документами. Кредиторам должно быть предоставлено время, хотя бы несколько дней, для тщательного изучения всего пакета документов и получения необходимой информации о лицах, обратившихся с ходатайством о введении финансового оздоровления и об их финансовых возможностях.