Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный)

Комментарий к статье 94. Последствия введения внешнего управления

1. Введение внешнего управления меняет правовой режим функционирования организации-должника, ибо управление делами этой организации переходит в руки назначенного судом внешнего управляющего. Причем полномочия, возлагаемые на внешнего управляющего, намного шире полномочий руководителя должника, поскольку изменение режима деятельности должника не сводится только к отстранению от должности руководителя должника, прекращаются полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия; прекращается также большинство полномочий иных органов управления должника. Полномочия всех этих органов переходят внешнему управляющему.

Специфика правового режима деятельности должника в период внешнего управления состоит в том, что она всецело посвящена достижению двух неразрывно связанных целей: восстановлению его платежеспособности и удовлетворению требований его кредиторов. Можно также говорить о том, что, осуществляя все перешедшие к нему полномочия, внешний управляющий добивается достижения целей внешнего управления и в то же время его еще одна основная задача - предотвратить банкротство организации-должника, если это возможно в сложившейся конкретной ситуации.

2. В п.1 коммент.ст. регламентирован переход дел в ведение внешнего управляющего. Передача внешнему управляющему документации, печатей и всех дел должна быть произведена в течение 3 дней с даты утверждения судом кандидатуры внешнего управляющего. Органы управления должника, временный управляющий или административный управляющий не только обязаны передать дела внешнему управляющему, но и должны обеспечить ему доступ в организацию; они не вправе чинить внешнему управляющему препятствия, противодействовать его деятельности. Лица, оказывающие такое противодействие, должны привлекаться к ответственности, вплоть до уголовной по ст.315 УК РФ ("Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта").

3. В Законе о банкротстве 1998 г. не указывалось, какие полномочия органов управления должника сохраняются за ними в период внешнего управления. Это порождало конфликты между внешним управляющим и учредителями (участниками) должника и вызывало колебания в судебно-арбитражной практике при определении пределов полномочий внешнего управляющего.

В Законе 2002 г. получила отражение компромиссная позиция: в виде исключения за органами управления должника сохранены некоторые полномочия, выражающиеся в праве принимать решения по определенному кругу вопросов, которые перечислены в п.2 коммент.ст. Их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному токованию.

Вопросы, по которым у органов управления должника сохраняются полномочия, можно распределить по трем группам. Первая группа - это вопросы, связанные с увеличением уставного капитала и изменением структуры активов должника. Следует обратить внимание на то, что Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" компетенция органов управления должника сужена: теперь они не вправе принимать решения о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала. Это означает, что эмиссия дополнительных акций может быть проведена в период внешнего управления только в том случае, если в уставе общества-должника указано определенное количество объявленных акций; эмиссия дополнительных акций может быть проведена только в пределах количества объявленных акций, указанных в уставе общества-должника.

Вторая группа - вопросы организационного характера: избрание представителя учредителей (участников) должника в деле о банкротстве, определение порядка ведения общего собрания акционеров, поскольку общее собрание акционеров (участников) общества-должника могут проводиться и в период действия процедуры внешнего управления.

Третья группа - вопрос принятия решения о заключении соглашений с третьими лицами об условиях предоставления должнику денежных средств, не обходимых для исполнения обязательств перед конкурсными кредиторами. По существу, речь идет о кредитовании организации-должника третьими лицами, не участвующими в деле о банкротстве. Погашение кредитов (займов), привлекаемых должником в период внешнего управления, очевидно, может производиться после завершения процедуры внешнего управления. Это наиболее реально ввиду финансовых трудностей должника; поэтому вопросы привлечения среднесрочных и долгосрочных кредитов, выработка условий кредитных договоров остаются в компетенции органов управления должника, уполномоченных принимать решения о совершении крупных сделок. Представляется, что в процессе принятия решения по таким важнейшим финансовым вопросам должен принимать участие и внешний управляющий. Об этом следовало бы прямо указать в тексте п.2 коммент.ст.

4. Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в коммент.ст. внесен новый пункт - п.3, положения которого определяют компетенцию собственника имущества должника - унитарного предприятия в период действия процедуры внешнего управления. В число полномочий этого субъекта правовых отношений входит право на обращение к внешнему управляющему и собранию кредиторов с ходатайством о продаже предприятия должника. При этом такое ходатайство, как и аналогичное ходатайство органов управления должника (п.2 коммент.ст.), должно содержать сведения о минимальной цене продажи предприятия должника.

5. Под органами управления должника в контексте коммент.ст. надо понимать органы должника, не являющиеся исполнительными органами, т.е. общие собрания участников и советы директоров (наблюдательные советы). Исполнительные органы (правления, дирекции) в период внешнего управления действуют как часть аппарата внешнего управляющего, они вообще не вправе принимать какие-либо юридически значимые решения, поскольку принятие решений по вопросам текущей деятельности, оперативного управления и исполнительно-распорядительного характера находится в компетенции внешнего управляющего.

6. Расходы на проведение общих собраний участников и заседаний советов директоров относятся на должника только в том случае, если эти расходы предусмотрены планом внешнего управления. Если же эти расходы не предусмотрены планом внешнего управления или превысили плановую смету, они не могут быть возмещены за счет должника. Это означает, что в таких случаях собрания участников и заседания советов директоров должны проводиться за счет иных средств - скорее всего, за счет самих участников и членов советов директоров (наблюдательных советов).