1. Пункт 1 коммент.ст. текстуально воспроизводит п.1 ст.58 Закона о банкротстве 1998 г. Это не случайно. Поскольку общий смысл такой процедуры, как наблюдение, свидетельствует о том, что на момент ее введения, как правило, отсутствуют формальные основания признания должника банкротом, то нет крайней необходимости отстранения в этот период руководителей должника (за исключением специально оговоренных в Законе случаев, связанных с недобросовестными действиями руководителя должника). Однако указанное обстоятельство не исключает возможности злоупотреблений со стороны руководителей должника, вследствие чего законодатель предусмотрел определенные формы контроля за их действиями. Этот контроль сводится к проверке целесообразности отчуждения имущества, принадлежащего должнику, и необходимости иных форм участия в гражданском обороте, которые могут привести к отчуждению имущества. В качестве юридической формы такого контроля предусматривается дача письменного согласия временным управляющим на совершение руководителем должника определенных юридически значимых действий.
Кроме того, одной из предупредительных мер в отношении возможной недобросовестности руководителя должника является право временного управляющего ходатайствовать перед арбитражным судом об отстранении его от должности (ст.69 Закона о банкротстве). Однако такое ходатайство должно быть мотивировано ссылками на нарушение руководителем должника законодательства о банкротстве.
2. В п.2 коммент.ст. установлены материально-правовые последствия, наступающие в результате принятия арбитражным судом определения о введении наблюдения. Эти последствия сводятся к ограничению правосубъектности должника, поскольку тот существенно ограничивается в возможности устанавливать, изменять и прекращать собственными действиями гражданские права и обязанности. Кроме того, помимо запретов на совершение гражданско-правовых сделок, органам управления должника воспрещается совершать действия, которые могут повлечь изменение статусности должника. Такой запрет распространяется на реорганизацию должника, его ликвидацию, учреждение им новых юридических лиц, филиалов, представительств и т.п. Статусные изменения юридического лица неизбежно влекут изменение его имущественной основы, в связи с чем и установлены указанные запреты.
3. Помимо установленных ограничений правосубъектности должника, на него в случае введения процедуры наблюдения возлагаются и определенные обязанности. Эти обязанности не имеют непосредственных материально-правовых последствий и сводятся к последствиям процедурного характера: руководитель должника обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника или к собственнику имущества должника - унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных предусмотренных законодательством о банкротстве вопросов. Обращение учредителей (участников) должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия к первому собранию кредиторов с соответствующими предложениями происходит в порядке, предусмотренном ст.76, 77 Закона о банкротстве.
Закон не устанавливает обязанности учредителей (участников) должника провести собрание с указанной повесткой дня, так же как не устанавливает обязанности собственника имущества должника - унитарного предприятия обратиться к первому собранию кредиторов с соответствующими предложениями. Это право указанных категорий лиц является своеобразным шансом, предоставляемым Законом учредителям (участникам) должника или собственнику его имущества, повлиять на судьбу решений, принимаемых в отношении должника, с целью его финансового оздоровления.
4. В п.2 коммент.ст. установлен перечень сделок, которые могут быть совершены органами управления должника исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме. Кроме того, после введения процедуры наблюдения арбитражный суд вправе запретить совершать без согласия временного управляющего и иные сделки, т.е. сделки, не предусмотренные в коммент.ст. (п.2 ст.46 Закона о банкротстве). В Законе ничего не говорится о том, кто может выступить инициатором введения этих ограничительных мер, однако представляется, что это может быть сделано по ходатайству как временного управляющего, так и лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Представляется, что по собственной инициативе арбитражный суд не может запретить совершать сделки, не предусмотренные настоящей статьей, поскольку введение указанных ограничительных мер обусловлено необходимостью дополнительного экономического анализа состояния должника, проводить который суд не может.
5. Поскольку требование о совершении указанных сделок с согласия временного управляющего установлено законом, то в случае нарушения этого требования (совершение сделки органом управления без письменного согласия временного управляющего), такие сделки являются ничтожными на основании ст.168 ГК РФ. Совершение соответствующих сделок не влечет правовых последствий даже в случае их последующего одобрения со стороны временного управляющего и не требует специального признания их недействительности судом.
6. С принятием нормы, содержащейся в п.5 коммент.ст. (а также в ст.114 Закона о банкротстве), положен конец проходившей в юридической литературе дискуссии о праве должника произвести увеличение своего уставного капитала путем размещения дополнительных акций в период осуществления процедур банкротства. Отныне эмиссия и размещение дополнительных акций в ходе реализации процедур, применяемых в деле о банкротстве, рассматривается как один из важных способов восстановления платежеспособности должника - юридического лица и его финансового оздоровления.
________________
См., например: Лебедев К.К. Проблема правомерности выпуска дополнительных акций общества, в отношении которого проводится процедура внешнего управления: материально-правовые и процессуально-правовые аспекты // Кодекс-info. 2000. N 12. С.10-17; Попондопуло В.Ф. Проблемы законодательства о несостоятельности // Там же. С.5-7; Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства). М., 2002. С.281-285; Хохлов Д.В., Скворцов О.Ю., Бушев А.Ю. Указ.соч. С.187-209.
Коммент.ст. содержит условия, при которых размещение дополнительных обыкновенных акций в период проведения дела о банкротстве может быть осуществлено. Во-первых, источником такого размещения могут быть только дополнительные вклады учредителей (участников) и третьих лиц. Во-вторых, размещение должно быть осуществлено в форме закрытой подписки путем выпуска дополнительных обыкновенных акций. В-третьих, при выпуске акций должен быть соблюден порядок увеличения уставного капитала, установленный федеральным законодательством и учредительными документами должника (т.е. учтены нормы акционерного законодательства). И в-четвертых, государственная регистрация отчета об итогах выпуска дополнительных обыкновенных акций и изменений учредительных документов должника должна быть осуществлена до даты судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве.
Установление указанного права является эффективным способом восстановления платежеспособности должника и является по своей экономической сути оздоровительной процедурой, при помощи которой должник может решить временно возникшие трудности путем привлечения дополнительных финансовых ресурсов.
7. Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ в коммент.ст. внесены изменения, направленные на усиление контроля за сохранением имущества должника. В частности, введен п.3.1, целью которого является ограничение усмотрения собственника имущества должника - унитарного предприятия по распоряжению имуществом. Введенный этим же законом п.3.2 регулирует отношения с гораздо более широким кругом должников. Эта норма своей целью имеет установление процедуры контроля задолжником со стороны временного управляющего.