Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный)

          Комментарий к статье 62. Введение наблюдения

1. Под наблюдением понимается процедура, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст.2 Закона о банкротстве).

Целями процедуры наблюдения являются обеспечение сохранности имущества должника в период после возбуждения дела о банкротстве, выяснение его имущественного состояния, возможности восстановления его платежеспособности, а также обеспечение прав и интересов кредиторов. Совокупность мероприятий, проводимых в связи с введением процедуры наблюдения, иногда в юридической литературе называют неполным мораторием. Это связано с тем, что в значительной степени ограничиваются возможности распоряжения имуществом, принадлежащим должнику, и выполнения от его имени каких-либо распорядительных действий.

________________

Калнан Р. Процедура наблюдения // Вестник ВАС РФ. Специальное приложение. 2001. N 3. С.72; Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства). М., 2002. С.237; Егоров Д.В. Характер и сущность полномочий арбитражного суда в деле о несостоятельности (банкротстве) должника // Исполнительное право. 2009. N 4. С.20-23.


В юридической литературе выделяют обеспечительную и подготовительную функции процедуры наблюдения. Обеспечительная функция состоит в том, что позволяет создать условия для сохранения имущества должника, имеющегося на момент начала дела о банкротстве. Подготовительная функция процедуры наблюдения заключается в содействии организации подготовки дела к судебному разбирательству.

________________

Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства): учеб.-практ. пособие / под общ.ред. проф. В.С.Якушева. М., 2001. С.141.

2. Наблюдение в процессуальном смысле рассматривается "как применение меры по обеспечению требований кредиторов и исполнения решения о признании должника банкротом". При этом во время осуществления процедуры наблюдения решается основной вопрос: возможно или невозможно восстановить платежеспособность должника? В зависимости от ответа на этот вопрос дело о банкротстве может развиваться в диаметрально противоположных направлениях - или в направлении экономической реабилитации должника и его финансового оздоровления, или в направлении упразднения должника как субъекта гражданского оборота. Соответственно реализации указанной цели наблюдения могут быть использованы иные меры, предусмотренные законом в отношении должника: утверждение мирового соглашения; отказ в признании должника банкротом либо признание должника банкротом, открытие конкурсного производства или введение внешнего управления.

________________

Попондопуло В.Ф. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М., 2001. С.172-173.

3. Наблюдение как процедура, осуществляемая в отношении должника, не применялась в российском дореволюционном конкурсном праве так же, как и не была предусмотрена Законом о банкротстве 1992 г. Введение наблюдения как процедуры дела о банкротстве стало новеллой Закона о банкротстве 1998 г., а в дальнейшем нашло подтверждение в коммент. Законе.

Будучи институтом конкурсного процесса, процедура наблюдения представляет собой отражение продолжниковых тенденций в системах правового регулирования банкротства, поскольку ориентирована прежде всего на обеспечение должнику возможности восстановить платежеспособность и рассчитаться с кредиторами. Однако в рамках реализации наблюдения обеспечиваются и права кредиторов, так как закон дает им весьма широкий спектр возможностей влиять на процессы, происходящие в деле о банкротстве. Таким образом, законодатель устанавливает баланс интересов должника и его кредиторов в целях обеспечения устойчивости гражданского оборота и защиты прав его участников. Причем этот баланс зависит от общих ориентиров законодательства, которое, в свою очередь, отражает интересы экономики, требующие в тот или иной момент своего развития большей или меньшей защиты либо кредиторов, либо должников.

4. Наблюдение, в отличие от иных процедур, применяемых в деле о банкротстве, является обязательной процедурой. Рассмотрев требования заявителя к должнику и признав их обоснованными, суд принимает определение, в котором указывается о введении наблюдения (п.3 ст.48 Закона о банкротстве). Наблюдение не вводится только в случае оставления заявления без рассмотрения и прекращения производства по делу о банкротстве.

Закон о банкротстве 1998 г. также устанавливал обязательность процедуры наблюдения в делах о банкротстве. Судебно-арбитражная практика, основанная на применении этого Закона, исходила из того, что если дело о банкротстве проходило без введения процедуры наблюдения, то соответствующие судебные акты, которыми фиксировались этапы конкурсного процесса, являлись незаконными и отменялись вышестоящей инстанцией.

________________

См.: Хохлов Д.В., Скворцов О.Ю., Бушев А.Ю. Указ.соч. М., 2002. С.34-35.

5. Процедура рассмотрения заявления происходит в соответствии с правилами ст.48 Закона о банкротстве, которые, в свою очередь, подчинены нормам арбитражного процессуального законодательства, регулирующего порядок разбирательства судебных дел, за изъятиями, установленными законодательством о банкротстве.

6. Решение арбитражного суда о введении наблюдения завершает стадию проверки обоснованности заявления требований кредитора (кредиторов) к должнику либо заявления самого должника о банкротстве. Принимаемый судом акт, которым завершается наблюдение, может быть одним из следующих: признание требований заявителя обоснованными и введение наблюдения; отказ во введении наблюдения и оставление заявления без рассмотрения; отказ во введении наблюдения и прекращение производства по делу. Судебный акт оформляется в виде определения, которое в любом случае может быть обжаловано.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п.3 ст.223 АПК РФ определения, принимаемые арбитражным судом при рассмотрении дел о банкротстве и обжалование которых предусмотрено федеральным законодательством отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней с момента их вынесения. В коммент. Законе о банкротстве оказались реализованными предложения ученых юристов о необходимости ограничения инстанций, пересматривающих судебные акты в конкурсном процессе.

________________

Вершинин А.П. Способы защиты гражданских прав в суде. СПб., 1997. С.153.


Обжалование указанных определений не приостанавливает их исполнения.

7. По общему правилу моментом начала наблюдения является дата вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения, которое подлежит немедленному исполнению.

8. Срок, предусмотренный для рассмотрения дела о банкротстве, составляет 7 месяцев. Таким образом, процедура наблюдения должна быть завершена в течение 7 месяцев с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

9. Пленум ВАС РФ разъяснил, что "как следует из пункта 3 статьи 62 Закона о банкротстве, наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, предусмотренных статьей 51 Закона. Учитывая это, а также необходимость разумной длительности процедуры, оплачиваемой за счет должника, суд назначает заседание по рассмотрению дела о банкротстве индивидуального предпринимателя, принимая во внимание наименьший срок, разумно необходимый с учетом размера задолженности, объема имущества должника и объема осуществлявшейся им деятельности. При невозможности рассмотрения дела в указанный срок или при наличии иных уважительных причин заседание арбитражного суда может быть отложено в пределах срока рассмотрения дела о банкротстве".

________________

Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июня 2011 г. N 51 "О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей" // Вестник ВАС РФ. 2011. N 9.