Коммент.ст. устанавливает возможность оспаривания сделок должника при универсальном правопреемстве, которое может возникнуть в силу закона или соглашения сторон и при котором новый субъект в правоотношении заступает место первоначального, а перешедшие к нему права и обязанности остаются тождественными правам и обязанностям первоначального субъекта.
В гражданском праве допускается преемство только имущественных прав и обязанностей. В силу ст.383 ГК РФ не допускается переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью. Согласно ст.150 ГК РФ нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.
Статья 61.5 Закона о банкротстве предусматривает возможность оспаривания сделок должника в отношении двух категорий лиц - наследников и иных лиц при универсальном правопреемстве. По смыслу указанной нормы и принимая во внимание направленность норм о недействительности сделок при банкротстве, полагаем, что здесь речь идет об оспаривании сделки, совершенной между должником и его контрагентом в отношении правопреемника последнего. Эта сделка может быть односторонней, и главное здесь - доказать наличие интереса контрагента должника и возникновение универсального правопреемства у лица, в отношении которого будет подано заявление об оспаривании сделки должника (в соответствии со ст.61.8 Закона о банкротстве).
В случае универсального правопреемства при наследовании все права и обязанности, связанные с унаследованным имуществом, в пределах его стоимости переходят к наследникам, принявшим имущество. Однако наследники отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества (ст.1175 ГК РФ).
В иных случаях универсального правопреемства оспаривание сделок должника может осуществляться в отношении лица, в интересах которого совершена оспариваемая сделка. Иные случаи универсального правопреемства в силу п.1, 2 и 5 ст.58 ГК РФ следует констатировать: при слиянии юридических лиц, когда права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу; при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу, когда к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица; при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы), когда к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.
Как разъяснено в п.16 постановления Пленума ВАС РФ от 23 декабря 2010 г. N 63, если право на вещь, отчужденную должником по сделке, после совершения этой сделки перешло в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) к правопреемнику другой стороны этой сделки, то заявление о ее оспаривании предъявляется по правилам ст.61.8 Закона о банкротстве к этому правопреемнику, на которого также распространяются п.4 и 5 названной статьи.
Если же право на вещь, отчужденную должником по сделке, после совершения этой сделки было передано другой стороной сделки иному лицу по следующей сделке (например, по договору купли-продажи), то заявление об оспаривании первой сделки предъявляется по правилам ст.61.8 Закона о банкротстве к другой ее стороне. Если первая сделка будет признана недействительной, должник вправе истребовать спорную вещь у ее второго приобретателя только посредством предъявления к нему виндикационного иска вне рамок дела о банкротстве по правилам ст.301 и 302 ГК РФ. В случае подсудности виндикационного иска тому же суду, который рассматривает дело о банкротстве, оспаривающее сделку лицо вправе по правилам ст.130 АПК РФ соединить в одном заявлении, подаваемом в рамках дела о банкротстве, требования о признании сделки недействительной и о виндикации переданной по ней вещи; также возбужденное вне рамок дела о банкротстве тем же судом дело по иску о виндикации может быть объединено судом с рассмотрением заявления об оспаривании сделки - их объединенное рассмотрение осуществляется в рамках дела о банкротстве.
Принятие судом в деле о банкротстве судебного акта о применении последствий недействительности первой сделки путем взыскания с другой стороны сделки стоимости вещи не препятствует удовлетворению иска о ее виндикации. Однако если к моменту рассмотрения виндикационного иска стоимость вещи будет уже фактически полностью уплачена должнику стороной первой сделки, то суд отказывает в виндикационном иске.
При наличии двух судебных актов (о применении последствий недействительности сделки путем взыскания стоимости вещи и о виндикации вещи у иного лица), если будет исполнен один судебный акт, то исполнительное производство по второму судебному акту оканчивается судебным приставом-исполнителем в порядке ст.4 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Если будут исполнены оба судебных акта, то по позднее исполненному осуществляется поворот исполнения в порядке ст.325 АПК РФ.