Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный)

          Комментарий к статье 26.1. Объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

1. Нормы коммент.ст. направлены на дальнейшее развитие самоуправления в сфере финансового оздоровления и банкротства. Первым шагом была замена лицензирования деятельности арбитражных управляющих и обязательным объединением их в СРО. Теперь СРО вправе (но не обязаны) создавать свои объединения.

Среди объединений СРО особо выделяется такой их вид, как национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

СРО не может быть отказано в приеме в члены национального объединения СРО, кроме случая, если такая СРО была исключена из числа членов этого национального объединения и с даты ее исключения прошло менее чем 2 года (п.8 коммент.ст.).

Членство СРО в национальном объединении СРО может быть прекращено в случае ее: а) выхода из национального объединения по собственному заявлению или б) исключения из национального объединения по основаниям, предусмотренным уставом национального объединения (п.5 коммент.ст.).

2. Национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих - это объединение СРО, в составе которого более чем 50% всех СРО. Таким образом, по смыслу Закона о банкротстве только одно объединение СРО может иметь статус национального объединения СРО.

Объединение СРО приобретает статус национального объединения СРО с даты включения сведений о нем в единый государственный реестр СРО. Для этого необходимо представить в орган по контролю (надзору) документы, указанные в п.3 коммент.ст.

Орган по контролю (надзору) не вправе отказать во включении сведений о национальном объединении СРО в единый государственный реестр СРО кроме случаев, когда: а) некоммерческой организацией представлены не все документы, предусмотренные п.3 коммент.ст.; б) в единый государственный реестр СРО включены сведения об ином национальном объединении СРО.

Закон о банкротстве предусматривает также основания для исключения органом по контролю (надзору) сведений о национальном объединении СРО из единого государственного реестра СРО. К таким основаниям относятся: а) принятое судом или уполномоченным органом национального объединения решение о его ликвидации и б) уменьшение количества членов национального объединения менее необходимого (т.е. менее чем 50% всех СРО) (п.6 коммент.ст.).

3. В национальном объединении СРО формируется коллегиальный орган управления, в состав которого в обязательном порядке включаются представители саморегулируемых организаций - членов национального объединения СРО, а также по одному представителю от органа по контролю (надзору) и регулирующего органа. Кроме того, в состав коллегиального органа управления национального объединения включаются независимые эксперты, представители научных, образовательных общественных организаций, не являющиеся представителями СРО, однако они должны составлять не более чем 25% состава коллегиального органа управления национального объединения.

4. Закон о банкротстве предусматривает определенный перечень прав и обязанностей, которые осуществляются национальным объединением СРО (п.9-11 коммент.ст.).

Так, национальное объединение вправе разрабатывать единую программу подготовки арбитражных управляющих и федеральные стандарты, в том числе в части порядка ведения и содержания реестра требований кредиторов; подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов; анализа финансового состояния должника; подготовки отчетов арбитражного управляющего; проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего; проведения проверки саморегулируемой организацией деятельности своих членов - арбитражных управляющих. Разработанные национальным объединением федеральные стандарты и единая программа подготовки арбитражных управляющих подлежат утверждению регулирующим органом - Минэкономразвития России (п.12 коммент.ст.).

Национальное объединение вправе также представлять интересы СРО в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления; защищать права и законные интересы саморегулируемых организаций; обжаловать в судебном порядке акты и действия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающие права и законные интересы любой СРО или группы СРО; направлять представителей для участия в комиссиях по приему теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих; осуществлять иные соответствующие целям своей деятельности полномочия.

К обязанностям национального объединения отнесено также обеспечение сохранности переданных ему в соответствии со ст.25.1 Закона о банкротстве компенсационных фондов СРО и осуществление соответствующих компенсационных выплат из них; установление перечня обязательных сведений, включаемых СРО в реестр арбитражных управляющих, и порядка ведения такого реестра; установление порядка и периодичности сбора, обработки и хранения СРО информации о деятельности своих членов; информирование органа по контролю (надзору) об изменении состава членов национального объединения, о внесении изменений в учредительные документы национального объединения и об изменении иных касающихся его сведений; ряд других обязанностей.