1. В коммент.ст. установлены правила, определяющие федеральный орган исполнительной власти и порядок осуществления контроля (надзора) за деятельностью СРО, включая правила о предмете и методах контроля, полномочиях контрольного (надзорного) органа, правах СРО.
Контроль (надзор) за деятельностью СРО осуществляется органом по контролю (надзору), в качестве которого выступает Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Росреестр осуществляет контроль (надзор) за деятельностью СРО в порядке, установленном регулирующим органом - Минэкономразвития России.
Предметом контроля (надзора) Росреестра является соблюдение СРО требований законодательства РФ, регулирующего деятельность СРО.
Методы контроля (надзора) выражаются главным образом в проведении проверок СРО, а также в выдаче им предписаний об устранении нарушений законодательства.
2. В коммент.ст. достаточно подробно регламентируются правила проведения проверок СРО.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Продолжительность проверки деятельности СРО не может превышать 30 дней.
Плановые проверки деятельности СРО проводится Росреестром не чаще чем один раз в 2 года.
Внеплановые проверки деятельности СРО проводятся в случаях поступления в Росреестр мотивированной жалобы на действия (бездействие) СРО, нарушающие требования законодательства РФ, а также имеющихся в документах СРО, представленных в Росреестр, несоответствий таким требованиям.
3. В п.7 и 8 коммент.ст. предусмотрено право СРО на обжалование действий (бездействия) Росреестра.
Руководитель проверяемой СРО вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих проверку деятельности СРО, руководителю Росреестра либо в судебном порядке. Этому праву корреспондирует обязанность Росреестра сообщить в письменной форме в СРО о принятом по результатам проверки решении в течение 3 рабочих дней со дня принятия этого решения.
Решение Росреестра по результатам проверки деятельности СРО также может быть обжаловано ею в арбитражный суд.
4. В п.9-13 коммент.ст. определены основания и порядок исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО.
Сведения о некоммерческой организации подлежат исключению из единого государственного реестра СРО по решению:
а) Росреестра в случае принятия членами СРО или арбитражным судом решения о ее ликвидации;
б) арбитражного суда на основании заявления Росреестра о несоответствии СРО требованиям, установленным абз.2 или 4 п.2 ст.21 Закона о банкротстве, либо в случае выявления факта нарушения СРО более двух раз в течение года иных требований законодательства РФ, если это нарушение не устранено или носит неустранимый характер.
В случае выявления нарушения СРО требований законодательства РФ, в частности требований, установленных абз.2 или 4 п.2 ст.21 Закона о банкротстве, Росреестр направляет в СРО предписание об устранении такого нарушения. Если предписание не выполнено в установленный законом срок, Росреестр обязан обратиться в течение 3 месяцев со дня окончания срока выполнения этого предписания в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО и арбитражный суд принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО.
Заявление Росреестра об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО рассматривается арбитражным судом в коллегиальном составе в течение месяца с даты поступления этого заявления. Принимаемое в данном случае решение арбитражного суда вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции. Обжалование решения арбитражного суда не является основанием для приостановления его исполнения. В случае отмены арбитражным судом кассационной инстанции решения арбитражного суда сведения о некоммерческой организации подлежат включению в единый государственный реестр СРО в течение 3 дней с даты вынесения постановления арбитражным судом кассационной инстанции.
СРО, самостоятельно выявившая свое несоответствие требованиям абз.2 или 4 п.2 ст.21 Закона о банкротстве, обязана представить в Росреестр в течение 14 рабочих дней с даты выявления такого несоответствия заявление в письменной форме, которое должно содержать: а) описание такого несоответствия; б) дату возникновения такого несоответствия; в) описание мер, принимаемых СРО для устранения такого несоответствия. В течение 2 месяцев с даты получения этого заявления сведения о некоммерческой организации не могут быть исключены из единого государственного реестра СРО по основанию, указанному в этом заявлении. В случае, если до истечения указанного срока СРО не представит в Росреестр доказательство устранения несоответствия СРО требованиям абз.2 или 4 п.2 ст.21 Закона о банкротстве, Росреестр обязан обратиться в суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО.
5. Некоммерческая организация, сведения о которой были исключены из единого государственного реестра СРО, может приобрести статус СРО только по истечении года после даты исключении сведений о ней из указанного реестра.