Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный)

Комментарий к статье 10. Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве

1. В коммент.ст. систематизированы правила об ответственности должника и иных лиц в деле о банкротстве за различные нарушения Закона о банкротстве и особенности рассмотрения заявлений о привлечении указанных лиц к ответственности. Указанные правила направлены в конечном счете на защиту имущественных прав кредиторов, на устранение последствий правонарушений, влекущих умаление конкурсной массы. Пунктом 8 коммент.ст. прямо предусмотрено, что денежные средства, взысканные с лиц, привлеченных к ответственности, включаются в конкурсную массу.

По существу, речь в коммент.ст. идет об ответственности руководителя должника и контролирующих должника лиц. Это следует из п.1 ст.10 Закона о банкротстве, который гласит, что в случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином-должником положений Закона о банкротстве указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.

Что касается вопроса ответственности должника в делах о банкротстве, то, вообще говоря, должник отвечает перед кредиторами за неисполнение денежных обязательств и неуплату обязательных платежей в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, устанавливающим признаки и критерии банкротства, основания для возбуждения судопроизводства по делам о банкротстве, порядок рассмотрения соответствующих дел, порядок формирования конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов на основе принципов очередности, пропорциональности, соразмерности. В этом смысле все законодательство о банкротстве является законодательством об ответственности должника перед его кредиторами за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей.

Ответственность кредиторов в деле о банкротстве в коммент.ст. не регулируется, поскольку не отличается спецификой, определяемой отношениями банкротства. В то же время, если имеются основания для привлечения кредиторов к ответственности в деле о банкротстве (гражданско-правовой, административной или уголовной), они подлежат привлечению к такой ответственности в соответствии с гражданским, административным и уголовным законодательством.

Отношения ответственности арбитражных управляющих урегулированы ст.20.4 Закона о банкротстве.

2. Положения коммент.ст. взаимоувязаны со ст.9 Закона о банкротстве, которая обязывает руководителя должника или индивидуального предпринимателя (в случае выявления признаков неплатежеспособности должника или недостаточности его имущества для полного удовлетворения требований кредиторов), а также ликвидационную комиссию (в случае недостаточности имущества, обнаружившейся в ходе ликвидации юридического лица) обратиться с заявлением должника в арбитражный суд.

За нарушение обязанности по подаче заявления должника в суд в случаях и срок, установленные ст.9 Закона о банкротстве, лица, обязанные принять решение о подаче заявления должника в арбитражный суд и подать такое заявление, привлекаются к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного п.2 и 3 ст.9 Закона о банкротстве.

Порядок привлечения к субсидиарной ответственности определяется ст.399 ГК РФ, в соответствии с которой до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

3. Пунктом 3 коммент.ст. предусмотрены гражданско-правовые последствия правонарушения, выражающегося в сокрытии имущества должника от обращения на него взыскания должником или в отказе от оспаривания необоснованных требований заявителя по сговору должника с заявителем.

Убытки для кредиторов в таких случаях могут выражаться, в частности, в расходах кредиторов, вызванных приостановлением исполнения исполнительных документов в рамках исполнительного производства (ст.63 Закона о банкротстве).

При наличии в указанных действиях (бездействии) должника признаков фиктивного банкротства может наступить административная или уголовная ответственность обязанных лиц.

Так, ст.14.12 КоАП РФ определяет состав и последствия фиктивного банкротства как административного проступка. Фиктивное банкротство - это заведомо ложное объявление руководителем юридического лица или учредителем (участником) юридического лица о банкротстве юридического лица или индивидуальным предпринимателем, гражданином о своем банкротстве, в том числе обращение этих лиц в суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, если такие действия не содержат признаков преступления. Такие действия влекут наложение административного штрафа или дисквалификацию соответствующих лиц.

Уголовно-правовой состав и последствия фиктивного банкротства предусмотрены ст.197 УК РФ. При этом фиктивное банкротство определяется как заведомо ложное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о банкротстве данного юридического лица, а равно гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, о своем банкротстве в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки, причитающихся кредиторам платежей, или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб (1 млн. 500 тыс.руб.). Такие действия наказываются наиболее серьезными уголовными санкциями: крупным штрафом или лишением свободы.

Таким образом, разграничение между гражданско-правовым, административным и уголовным правонарушениями проводится главным образом по степени общественной опасности и размеру ущерба, нанесенного заинтересованным лицам противоправными действиями.

4. Пунктом 4 коммент.ст. предусмотрены гражданско-правовые последствия правонарушения, выражающегося в доведении должника до банкротства: если должник признан банкротом вследствие действий (бездействия) контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам (ст.399 ГК РФ). Аналогичная норма, содержавшаяся ранее в ГК РФ, в настоящее время исключена из него, поскольку имеет специальное назначение, связанное с регулированием отношений банкротства. В то же время в ГК РФ сохранилось правило, регулирующее взаимоотношения дочернего общества и основного хозяйственного товарищества или общества: в случае банкротства дочернего общества по вине основного хозяйственного товарищества или общества последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам (п.2 ст.67.3).

________________

Имеется в виду п.3 ст.56 ГК РФ, действовавший до внесения изменений в ГК РФ Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // РГ. 2014. 7 мая.


Определение понятия контролирующего должника лица содержится в ст.2 Закона о банкротстве. Условиями ответственности контролирующих должника лиц являются: факт гражданского правонарушения, факт наличия убытков, наличие причинной связи между правонарушением и убытками, вина контролирующих должника лиц. При этом предполагается, пока не доказано иное, что должник признан банкротом вследствие действий (бездействия) контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств:

- причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения контролирующим должника лицом или в пользу этого лица либо с его одобрения сделок должника, включая сделки, указанные в ст.61.2 и 61.3 Закона о банкротстве (подозрительные сделки должника; сделки должника, влекущие за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами);

- документы бухгалтерского учета и отчетности к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством РФ, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы. Данное положение применяется в отношении лиц, на которых возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и отчетности должника (например, в отношении руководителя должника, управляющей компании и т.д.);

- требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают на дату закрытия реестра требований кредиторов 50% общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, включенных в реестр требований кредиторов. Данное положение применяется в отношении лица являвшегося единоличным исполнительным органом должника в период совершения должником или его единоличным исполнительным органом соответствующего правонарушения.

При других возможных обстоятельствах бремя доказывания факта правонарушения возлагается на арбитражного управляющего, например в случае неосновательного обогащения контролирующего должника лица за счет имущества должника.

Контролирующее должника лицо, вследствие действий (бездействия) которого должник признан банкротом, не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в признании должника банкротом отсутствует. Такое лицо также признается невиновным, если оно действовало добросовестно и разумно в интересах должника.

Закон предусматривает солидарную ответственность контролирующих должника лиц, если должник признан банкротом вследствие действий (бездействия) нескольких таких лиц.

Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся непогашенными по причине недостаточности имущества должника. Размер ответственности контролирующего должника лица может быть уменьшен, если им будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по его вине, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за его счет.

Привлечение к субсидиарной ответственности по обязательствам должника контролирующих должника лиц не препятствует предъявлению требований учредителями (участниками) должника о возмещении убытков органами юридического лица по основаниям, предусмотренным ст.53.1 ГК РФ, в части, не покрытой размером субсидиарной ответственности (п.9 коммент.ст.).

В соответствии со ст.53.1 ГК РФ лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу. Указанное лицо несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

К ответственности могут быть привлечены также члены коллегиальных органов юридического лица, за исключением тех из них, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании, а также лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица (например, аффилированное лицо). В случае совместного причинения убытков юридическому лицу виновные лица обязаны возместить убытки солидарно.