Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный)

Предисловие к пятому изданию


Настоящее издание является пятым изданием постатейного научно-практического комментария к Закону о банкротстве, подготовленного с учетом изменений, которые внесены в Закон о банкротстве на июль 2016 г.

________________

См.: Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)": постатейный научно-практический / под ред. В.Ф.Попондопуло. М.: Омега-Л, 2003; Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)": постат.науч.-практ. / под ред. В.Ф.Попондопуло. 2-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л, 2004; Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)": постатейный / под ред. В.Ф.Попондопуло. 3-е изд., испр. и доп. М.: Проспект, 2011; Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)": постатейный / под ред. В.Ф.Попондопуло. 4-е изд., испр. и доп. М.: Проспект, 2015.


Комментарий подготовлен коллективом кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, имеющей определенный опыт в исследовании правовых проблем банкротства и преподавании соответствующей учебной дисциплины. В комментарии проанализированы нормы не только Закона о банкротстве, но и связанные с ними нормы Гражданского кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Закона об исполнительном производстве, ряда других нормативных правовых актов.

________________

См.: Попондопуло В.Ф. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предпринимателей. СПб., 1995; Он же. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М., 2001; Он же. Банкротство: правовое регулирование. М., 2012; Он же. Банкротство: правовое регулирование. М., 2016; Попондопуло В.Ф., Слепченко Е.В. Производство по делам о банкротстве в арбитражном суде. СПб., 2004; Хохлов Д.В., Скворцов О.Ю., Бушев А.Ю. Защита прав предпринимателей при рассмотрении в суде дел о несостоятельности (банкротстве): вопросы теории и судебной практики. М., 2002; и др.


Комментируемый Закон является третьим по счету российским Законом о банкротстве в постсоветской России. Со времени его принятия в 2002 г. в него вносились изменения более пятидесяти раз. Столь частое обновление законодательства о банкротстве допустимо, если оно вызвано изменениями экономической ситуации в стране. К сожалению, не все изменения Закона о банкротстве могут быть объяснены объективными причинами. Многие из них являются результатом лоббирования интересов тех или иных коммерческих и государственных структур.

Первый Закон о банкротстве был принят в 1992 г. В нем нашли отражение основные тенденции развития мирового законодательства о банкротстве, использован как зарубежный, так и отечественный дореволюционный опыт правового регулирования отношений банкротства. Закон учитывал также особенности переходного периода в России. В частности, по этой причине в него не были включены нормы о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Закон имел ряд недостатков, которые затрудняли его применение. Например, он не регламентировал особенностей судопроизводства по делам о банкротстве, сопровождался многочисленными подзаконными правовыми актами. Однако это уже был законодательный акт, в соответствии с которым стало возможным проведение конкурсного процесса. Ежегодно признавались банкротами несколько тысяч должников - юридических лиц.

________________

См.: Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" // Ведомости РФ. 1993. N 1. Ст.6.


В 1998 г. был принят второй Закон о банкротстве, который отражал новые условия экономического развития страны. Этот Закон более подробно, чем прежний, регулировал различные отношения, возникающие в связи с банкротством лиц. В частности, в нем был расширен круг лиц, которые могли признаваться банкротами: коммерческие организации (за исключением казенных предприятий); некоммерческие организации в форме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов; граждане, в том числе не являющиеся индивидуальными предпринимателями (хотя соответствующие положения Закона и не вступили в действие). Закон по существу был законодательным актом прямого действия, содержал развернутую главу об особенностях судопроизводства по делам о банкротстве. В то же время Закон имел ряд недостатков, вызывавших необходимость его изменения.

________________

См.: Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст.222.


В 2002 г. был принят Арбитражный процессуальный кодекс РФ, который содержит главу 28 "Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)". Это обстоятельство также предопределило необходимость принятия нового, ныне действующего Закона о банкротстве 2002 г., который отличается от предыдущих законов значительно большим законодательным массивом. Если Закон 1992 г. содержал 51 статью, а Закон 1998 г. - 189 статей, то в действующем Законе о банкротстве с учетом дополнений, внесенных в него, их около 400. Появились новые правовые институты и нормы, например институты финансового оздоровления, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, нормы о проверке обоснованности заявленных требований в судебном заседании в целях введения процедуры наблюдения, переход из конкурсного производства во внешнее управление, банкротство стратегических организаций.

К наиболее заметным новеллам Закона о банкротстве 2002 г. можно отнести также следующие: значительно расширен круг лиц, которые могут быть признаны банкротами (физические лица; юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций, некоторых других); существенно сближены права конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (получают удовлетворение своих требований в третью очередь, принимают участие в голосовании по вопросу заключения мирового соглашения); изменилось правовое положение прокурора в арбитражном процессе (исключен из числа лиц, имеющих право обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом); более детально регламентированы процедуры созыва и проведения собрания кредиторов и комитета кредиторов, полномочия арбитражных управляющих, судопроизводство по делам о банкротстве, что, безусловно, повысило гарантии прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле о банкротстве.

В 2014 г. в Закон о банкротстве внесен еще ряд существенных изменений и дополнений, в частности:

- глава IX Закона о банкротстве "Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц" дополнена новым § 4.1 "Банкротство кредитных организаций". Соответственно, утратил силу действовавший до этого Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

- глава X Закона о банкротстве "Банкротство граждан" дополнена новым § 1.1 "Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина", который вступил в силу с 1 октября 2015 г.

Были внесены изменения и дополнения также в другие федеральные законы: ГК РФ, АПК РФ, Закон об исполнительном производстве и ряд других законодательных актов, регулирующих отношения банкротства.

________________

См.: Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // СЗ РФ. 2007. N 41. Ст.4849.


В целях организации исполнения законодательства о банкротстве были приняты новые постановления Правительства РФ, нормативные акты регулирующего органа - Министерства экономического развития РФ.

По мере выявления проблем, связанных с применением действующего Закона о банкротстве, были приняты также соответствующие постановления Пленума ВАС РФ и информационные письма Президиума ВАС РФ.

Указанные изменения, дополнения и разъяснения Закона о банкротстве, которые появились после начала его применения, предопределили необходимость переиздания настоящего Комментария.

В Комментарии по мере необходимости делаются ссылки на научную литературу, на судебную практику, взаимные отсылки к связанным статьям Закона о банкротстве, ГК РФ, АПК РФ, других федеральных законов. Комментарий сопровождается кратким алфавитно-предметным указателем.

Комментарий предназначен для широкого круга читателей, научных и практических специалистов в области банкротства: судей, арбитражных управляющих, юрисконсультов, нотариусов, адвокатов, а также для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и экономических вузов.