Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный)

     

Комментарий к статье 14. Вопросы местного значения городского, сельского поселения

1. Правовые нормы, содержащиеся в гл.3 комментируемого Закона, развивают конституционные положения, закрепленные в ст.130 и 132. Часть 1 ст.130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Введя понятие вопросов местного значения, Конституция РФ закрепила основы компетенции местного самоуправления и в ст.132 предоставила органам местного самоуправления наиболее важные полномочия по их решению: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка. Та же статья устанавливает, что органы местного самоуправления решают иные вопросы местного значения, а также предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Сфере компетенции местного самоуправления посвящена также ст.4 Европейской хартии местного самоуправления.

Под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и комментируемым Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (см. ст.2 Закона).


Комментируемый Закон детально разграничивает вопросы местного значения по каждому уровню территориальной организации местного самоуправления (см. ч.1 ст.10 Закона), а также устанавливает полномочия органов местного самоуправления по их решению. Соответствующие вопросы местного значения подробнее регламентируются в отраслевом законодательстве.

2. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает перечень вопросов местного значения городского поселения, под которым понимается город или поселок, где местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.


Пункт 1 ч.1 комментируемой статьи определяет, что к вопросам местного значения городского поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.

Данное положение корреспондирует ч.1 ст.132 Конституции РФ, в соответствии с которой органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

В силу ст.15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

О бюджетных полномочиях муниципальных образований см. ст.9 БК РФ; см. также постановление Администрации МО "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей" от 23 апреля 2014 года N 233 "О порядке составления проекта местного бюджета на очередной финансовый год"; решение Совета местного самоуправления городского поселения Нарткала Урванского муниципального района КБР от 27 мая 2015 года N 41/3 "Об утверждении Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городском поселении Нарткала Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики в новой редакции" и др.

Местному бюджету посвящены ст.52, 53, 55, 63-65 и др. комментируемого Закона.

3. Пункт 2 ч.1 комментируемой статьи, определяющий, что к вопросам местного значения городского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения, соответствует положениям ч.1 ст.132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления устанавливают местные налоги и сборы. Согласно ст.12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с ч.10 ст.35 комментируемого Закона установление, изменение и отмена местных налогов и сборов находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Согласно п.1 ст.4 НК РФ исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

К местным налогам и сборам в настоящее время (см. ст.15 НК РФ) относятся:

1) земельный налог. В силу ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл.31 НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (см., например, решение Совета депутатов муниципального образования городское поселение Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района МО от 30 сентября 2010 года N 254/60 "О земельном налоге на территории городского поселения Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района Московской области"; решение Совета депутатов муниципального образования Форносовское городское поселение Тосненского района Ленинградской области от 3 августа 2016 года N 90/25 "Об установлении земельного налога на территории Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области"; решение Совета депутатов муниципального образования Федоровское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 7 июня 2016 года N 66 "Об установлении земельного налога на территории Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области" и др.);

2) налог на имущество физических лиц. Согласно ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл.32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с данной главой. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками (см., например, муниципальный нормативный правовой акт муниципального образования "Городское поселение Обухово Московской области" от 24 октября 2014 года N 26/2014А-СГПО "О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования "Городское поселение Обухово Московской области"; постановление Совета депутатов муниципального образования Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 25 апреля 2016 года N 25 "Об установлении на территории муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" налога на имущество физических лиц" и др.);

3) торговый сбор. Федеральный закон от 29 ноября 2014 года N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" дополнил НК РФ отдельной главой - гл.33 "Торговый сбор", определив (ст.410 НК РФ), что торговый сбор устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях этих субъектов РФ. Устанавливая сбор, представительные (законодательные) органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют ставку сбора в пределах, установленных гл.33 НК РФ. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения.

Для практического применения указанных положений необходимо учитывать ряд следующих аспектов:

1) торговый сбор является территориальным сбором. Однако это не означает увеличение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков. Положениями п.4 ст.4 Федерального закона от 29 ноября 2014 года N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что торговый сбор в соответствии с гл.33 НК РФ (в редакции указанного закона) может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 1 июля 2015 года. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона;

2) торговый сбор уплачивается лишь в отношении осуществления торговой деятельности на объектах торговли. К торговой деятельности отнесены четыре вида торговли, а также к ней приравнена деятельность по организации розничных рынков (см. подробнее ст.413 НК РФ);

3) от уплаты торгового сбора освобождаются (см. п.2 ст.411 НК РФ) индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (ПСН) (см. гл.26.5 НК РФ), и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (специальный налоговый режим в виде ЕСХН, см. гл.26.1 НК РФ) (см. также разъяснения, содержащиеся в письме ФНС России от 8 декабря 2015 года N СД-4-3/21500, письме ФНС России от 8 декабря 2015 года N СД-4-3/21499, письме ФНС России от 10 ноября 2015 года N СД-4-3/19613@, письме ФНС России от 26 июня 2015 года N ГД-4-3/11229@, письме Минфина России от 15 июля 2015 года N 03-11-10/40730).

По состоянию на 1 сентября 2016 года торговый сбор введен на территории Москвы Законом г.Москвы от 17 декабря 2014 года N 62 "О торговом сборе" (см. также письмо Департамента экономической политики и развития г.Москвы от 26 июня 2015 года N ДПР-20-2/1-161/15 "О разъяснении вопросов, касающихся торгового сбора в городе Москве"). Данный закон в соответствии с гл.33 НК РФ устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории города Москвы.

Обратим внимание, что по состоянию на 1 сентября 2016 года на территории Санкт-Петербурга и Севастополя торговый сбор не введен.

Не могут устанавливаться местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ (п.6 ст.12 НК РФ).