Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к преамбуле


В силу ст.2 Европейской хартии местного самоуправления ETS N 122 (Страсбург, 15 октября 1985 года) принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве, и там, где это практически целесообразно, в конституции государства, равно как и основные полномочия и компетенция органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом (ст.4).

Конституция РФ, выступая в качестве основного закона нашей страны, закрепила в ч.1 ст.130 нормы, определяющие, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Принятый в соответствии с Конституцией РФ Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (утратил силу) определил роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, установил общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Однако практика применения данного закона выявила ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления, в числе которых нечеткость в определении компетенции муниципальных образований, неопределенность территориальной организации местного самоуправления, возможность формирования структуры органов местного самоуправления, несоответствующей решаемым задачам, несоответствие ресурсов исполняемым обязанностям, удаленность органов местного самоуправления от населения, непроработанность механизмов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Общий объем необходимых изменений и дополнений в указанный закон фактически требовал принятия его в новой редакции. В связи с чем было принято решение разработать новый закон, направленный на решение проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления в Российской Федерации, ее развитию, а также приведению системы местного самоуправления в соответствие с Конституцией РФ.

Новый закон о местном самоуправлении был принят в достаточно сжатые сроки: внесенный Президентом РФ в Государственную Думу РФ (см. письмо Президента РФ от 31 декабря 2002 года N Пр-2286) проект федерального закона N 280514-3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" был зарегистрирован и направлен Председателю Государственной Думы 4 января 2003 года, и уже 6 октября 2003 года этот законопроект был подписан Президентом РФ, приняв форму Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закона).

Основываясь на положениях Конституции РФ, комментируемый Закон установил общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определил государственные гарантии его осуществления.