Правила осуществления общественного жилищного контроля
1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения общественного жилищного контроля, а также права субъектов общественного жилищного контроля.
2. Общественный жилищный контроль осуществляется в целях обеспечения прав и законных интересов граждан, предусмотренных жилищным законодательством, и направлен на повышение прозрачности, открытости и эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и (или) муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, предусмотренные жилищным законодательством (далее - государственные (муниципальные) органы и организации, осуществляющие деятельность в жилищной сфере).
3. Субъектами общественного жилищного контроля являются Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, общественные советы при органах местного самоуправления, общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, а также другие лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъект (субъекты) общественного жилищного контроля является организатором общественного жилищного контроля.
Граждане участвуют в осуществлении общественного жилищного контроля в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов.
Под общественными экспертами в настоящих Правилах понимаются специалисты, обладающие специальными знаниями и (или) опытом в сфере жилищного законодательства.
4. Решение о проведении общественного жилищного контроля (далее - решение о проведении контроля) принимается субъектом общественного жилищного контроля и содержит сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а также иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами для осуществления общественного жилищного контроля в определенных формах или включенные в решение о проведении контроля по усмотрению субъекта общественного контроля.
5. В случае если общественный жилищный контроль проводится:
а) в форме общественной проверки - решение о проведении контроля содержит данные (фамилия, имя, отчество, образование, квалификация) общественных инспекторов, привлеченных к осуществлению общественной проверки;
б) в форме общественных (публичных) слушаний - решение о проведении контроля содержит дату, время и место проведения, способы выражения участниками своего мнения, порядок получения доступа к материалам, имеющимся у организатора общественного обсуждения либо общественных (публичных) слушаний и касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение либо на общественные (публичные) слушания.
6. Решение о проведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), а с 1 июля 2017 года - в том числе посредством его размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
7. Предметом общественного жилищного контроля являются акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы, а также действия (бездействие) государственных (муниципальных) органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере.
8. В качестве формы общественного жилищного контроля указывается одна и (или) несколько форм, предусмотренных Федеральным законом "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
9. Определение процедуры проведения общественного жилищного контроля предусматривает описание действий и мероприятий, включающее сроки и способы их совершения, реализуемые в ходе осуществления общественного жилищного контроля.
10. Субъектом общественного контроля самостоятельно определяется состав дополнительных сведений для включения их в решение о проведении контроля, помимо сведений, указанных в пункте 4 настоящих Правил.
11. Общественный жилищный контроль осуществляется субъектом общественного жилищного контроля публично и открыто с использованием данных, полученных из общедоступных источников, в том числе из сети "Интернет".
12. Для проведения общественного жилищного контроля в форме общественной проверки субъект общественного жилищного контроля привлекает к ее проведению общественных инспекторов.
13. Права и обязанности общественного инспектора определяются в соответствии с Федеральным законом "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
14. Для проведения общественного жилищного контроля в форме общественной экспертизы субъект общественного жилищного контроля привлекает к ее проведению общественных экспертов либо формирует экспертную комиссию.
15. Экспертная комиссия формируется субъектом общественного жилищного контроля из общественных экспертов.
Количественный состав, порядок формирования и осуществления деятельности экспертной комиссии определяется субъектом общественного жилищного контроля и указывается в решении о проведении контроля.
16. Права и обязанности общественного эксперта определяются в соответствии с Федеральным законом "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
17. Гражданин, желающий принять участие в проведении общественной проверки и (или) общественной экспертизы в качестве общественного инспектора и (или) общественного эксперта, в течение 10 дней со дня размещения решения о проведении контроля в сети "Интернет" вправе направить субъекту общественного жилищного контроля запрос о привлечении его для проведения общественной проверки и (или) общественной экспертизы с указанием своих данных (фамилия, имя, отчество, образование, квалификация, место работы, опыт работы) (далее - запрос) любым способом по своему усмотрению, позволяющим подтвердить дату направления и получения запроса.
18. Субъект общественного жилищного контроля рассматривает запрос в течение 5 дней со дня его получения и принимает решение о включении (невключении) заявителя, направившего запрос, в состав общественных инспекторов и (или) общественных экспертов, участвующих в проведении общественной экспертизы и (или) общественной проверки, организатором которой является субъект общественного жилищного контроля.
19. По результатам проведения общественного жилищного контроля субъектом общественного жилищного контроля оформляется итоговый документ.
В случае если при проведении общественного жилищного контроля осуществлялись анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, к итоговому документу прилагаются соответствующие акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы.
20. Субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещения в сети "Интернет", а с 1 июля 2017 года - в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. При необходимости информация о результатах общественного жилищного контроля направляется в органы прокуратуры и (или) органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и (или) организаций, в отношении которых осуществляется общественный жилищный контроль.