Неактуальный

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) (постатейный)

          
Комментарий к статье 86.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство


1. Согласно п.1, 5 ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу п.1, 3 ст.1 ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

На основании комментируемой статьи (ст.86.1 ГК РФ) граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (ст.23 ГК РФ), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.

Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с комментируемой статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

Таким образом, действующее гражданское законодательство допускает осуществление хозяйственной деятельности как крестьянским (фермерским) хозяйством без образования юридического лица, так и созданным в качестве юридического лица (см. письмо ФНС России от 30.12.2015 N ГД-4-14/23321@ "О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2015)", постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.07.2016 N Ф09-6761/16 по делу N А07-17484/2015, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.05.2015 N Ф09-3187/15 по делу N А07-6175/2014 и др.).

Рассматривая дело о взыскании с главы КФХ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, на обязательное медицинское страхование в ФОМС, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что законодательство предусматривает возможность существования трех видов крестьянского (фермерского) хозяйства:

1) в форме индивидуального предпринимателя, являющегося главой хозяйства и действующего единолично;

2) в форме договорного объединения членов крестьянского (фермерского) хозяйства;

3) в форме коммерческого юридического лица (см. подробнее постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 N 10АП-4438/2016 по делу N А41-47068/15).

Вне зависимости от того, в каком статусе крестьянское (фермерское) хозяйство намеревается выступать в гражданском обороте, свое официальное признание оно получает только с момента государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ (см. подробнее об этом комментарий к ст.23 ГК РФ).

Следует отметить, что в силу п.4 ст.1 ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством РФ (см. ФЗ от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (ст.1 и др.); ФЗ от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (ст.3 и др.)).

2. Комментируемая статья определяет правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица, осуществляющего производственную или иную хозяйственную деятельность в области сельского хозяйства. В частности, речь может идти о следующей деятельности:

- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

- транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.

Согласно ст.257 ГК РФ в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.

При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным ст.252 и 254 ГК РФ. Земельный участок в таких случаях делится по правилам, установленным ГК РФ и земельным законодательством (см. ст.11.4 и др. ЗК РФ).

Согласно п.2 ст.258 ГК РФ земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество. В то же время в силу п.4 комментируемой статьи при обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.

3. Поскольку КФХ предполагает личное участие своих членов в его деятельности, ГК РФ (п.3 комментируемой статьи) разрешает гражданину быть участником только одного КФХ, созданного в качестве юридического лица.

Согласно абз.2 п.4 комментируемой статьи члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность. Как отметил на этот счет суд апелляционной инстанции, из положений указанной нормы следует, что все члены КФХ несут по его обязательствам неограниченную субсидиарную ответственность личным имуществом (см. постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 N 18АП-5270/15).

4. Пункт 5 комментируемой статьи закрепляет, что особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.

Однако в настоящее время закона, определяющего правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, не принято (см. постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2016 N 10АП-9248/16).

Здесь нужно учесть, что речь не идет о ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", поскольку он определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К такому выводу пришел и суд апелляционной инстанции, отметив, что ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не предусматривает осуществление деятельности фермерского хозяйства через деятельность юридического лица. ГК РФ предполагает, что крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо по своей организационно-правовой форме возможно рассматривать в качестве разновидности товарищества, с учетом того, что законодатель включил соответствующую статью в § 3.1 гл.4 ГК РФ. Каких-либо органов фермерского хозяйства как юридического лица действующим законодательством не предусмотрено и нормативного правового акта, который бы регулировал особенности правового статуса такого юридического лица и на который указывает п.5 ст.86.1 ГК РФ, на данный момент не существует (см. постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 N 07АП-9419/2014 по делу N А45-9187/2014).

5. Судебная практика:

- постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2016 N 10АП-9248/2016 по делу N А41-102511/15 (об обязании привести в соответствие сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении состава членов крестьянского (фермерского) хозяйства);

- постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.07.2016 N Ф09-6761/16 по делу N А07-17484/2015 (о признании недействительным решения уполномоченного органа о регистрации прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства);

- постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.02.2015 по делу N А66-8512/2013 (о признании недействительным исключения истца из числа членов крестьянского (фермерского) хозяйства);

- постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 по делу N А48-1363/2014 (о признании недействительной записи, внесенной в ЕГРЮЛ, и об обязании аннулировать данную запись).