Неактуальный

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) (постатейный)

Комментарий к статье 65.3. Управление в корпорации


1. Принципиальным положением комментируемой статьи является предоставление корпорации возможности самостоятельно определять структуру органов управления, что ранее (до 01.09.2014) в значительной степени было ограничено нормативными предписаниями. В соответствии с положениями комментируемой статьи порядок управления корпорацией является диспозитивным и определяется применительно к особенностям каждого из указанных субъектов, структуры его участников и т.п. Существенно расширен перечень вопросов, решение по которым должно быть принято не большинством голосов, а единогласно, что повышает степень его легитимности и сокращает количество исков о возмещении убытков участникам корпорации.

Корпорация объединяет в себе различные виды юридических лиц и определяет общие для них положения.

Порядок управления корпорацией является традиционным для российского законодательства и предполагает формирование двухуровневой системы:

- коллегиальный орган - общее собрание участников, которое может дополняться советом директоров, правлением и т.п.;

- единоличный исполнительный орган - руководитель корпорации (директор, глава крестьянско-фермерского хозяйства, председатель).

Единоличный орган наделен исполнительными функциями и подотчетен коллегиальному органу управления. Коллегиальный орган управления позволяет каждому субъекту, обладающему долей в капитале организации, участвовать в принятии решений. Общее собрание должно созываться не реже одного раза в год, и уполномочено на принятие наиболее важных и значимых решений в деятельности корпорации. Вопросы, составляющие компетенцию общего собрания, не могут быть переданы иным субъектам. Расширение компетенции общего собрания производится в рамках учредительных документов.

В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются ГК РФ, другими законами и уставом корпорации.

2. К компетенции общего собрания относится утверждение годовых отчетов о деятельности корпорации, что указывает на подотчетность единоличного исполнительного органа - руководителя организации собранию. Полномочия руководителя носят срочный характер, как правило, не более пяти лет. ГК РФ закрепляет примерный перечень наименований единоличного органа, что способствует формированию единой системы управления корпорациями. Открытый характер данного перечня предоставляет участникам организации возможность самостоятельно определять наименование данного органа. В качестве единоличного исполнительного органа может выступать:

- физическое лицо - директор, председатель и т.п.;

- полномочия возлагаются на нескольких субъектов, например генеральный и исполнительный директор,

- управляющая компания - в данном случае единоличным органом выступает юридическое лицо.

Компетенция единоличного органа управления определяется по остаточному принципу - принимает решения по вопросам, не отнесенным к компетенции коллегиального органа.

3. В отдельных видах корпораций структура органов управления усложняется за счет образования иных коллегиальных органов управления (например, наблюдательного или иного совета). Целевым назначением таких органов является контроль деятельности исполнительных органов корпорации и выполнение иных функций, возложенных на них законом или уставом корпорации. Коллегиальный характер таких органов позволяет выработать оптимальное решение по вопросам деятельности корпорации с учетом мнения каждого из ее членов.

Отметим, что образование подобных органов может быть предусмотрено как в самом ГК РФ, так и ином законе, а также уставе корпорации. Так, например, специальными законами предусмотрено, что совет директоров (наблюдательный совет) обязаны иметь клиринговая организация и организатор торговли, а органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.

При этом реализация корпорацией данной возможности сопряжена со следующим ограничением: лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

Комментируемая статья в абз.2 п.4 закрепляет основные права членов коллегиального органа управления корпорации:

- получать информацию о деятельности корпорации;

- знакомиться с бухгалтерской и иной документацией корпорации;

- требовать возмещения причиненных корпорации убытков (см. ст.53.1 ГК РФ);

- оспаривать совершенные корпорацией сделки по основаниям, предусмотренным ст.174 ГК РФ или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм;

- требовать применения последствий недействительности сделок, совершенных корпорацией, и применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации в порядке, установленном п.2 ст.65.2 ГК РФ.

Максимальная свобода действий участников корпорации на практике является необходимым условием эффективности ее деятельности, достижения целей образования юридического лица. Вступление в силу комментируемых норм призвано устранить ряд нормативных барьеров, создававших препятствия осуществлению предпринимательской деятельности. Предоставление широкой свободы действия позволит участникам корпорации самостоятельно выбирать порядок своих действий, одновременно возлагая на них бремя ответственности за совершенные действия и принятые решения.

4. Судебная практика:

- постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (см. п.24, 121);

- постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2016 N 20АП-3203/2016 по делу N А23-6319/2015 (о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в регистрирующий орган документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица).