Неактуальный

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) (постатейный)

Комментарий к статье 64.2. Прекращение недействующего юридического лица


1. Основными признаками недействующего юридического лица являются:

- непредставление уполномоченному органу в течение одного календарного года отчетности о своей деятельности. В данном случае речь идет не только об отсутствии бухгалтерской отчетности и деклараций в соответствии с выбранной формой налогообложения, но и отчетности в Пенсионном фонде РФ и Фонде социального страхования;

- отсутствие операций по расчетному счету. Нередко у таких юридических лиц расчетные счета отсутствуют.

К числу признаков недействующего юридического лица зачастую относится:

- факт отсутствия по юридическому адресу;

- невозможность установления уполномоченного должностного лица или органа управления.

При наличии таких признаков, как правило, речь идет о банкротстве отсутствующего должника.

2. Недействующее юридическое лицо может быть ликвидировано по решению уполномоченного органа, в частности инспекции ФНС России. Указанная процедура связана с необходимостью погашения имеющейся кредиторской задолженности. На недействующие юридические лица в полной мере распространяются все последствия, предусмотренные для иных форм ликвидации, в том числе в части погашения кредиторской задолженности.

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ исключает возможность применения к нему мер ответственности, а равно и субсидиарную ответственность его учредителей и органов управления. Применительно к недействующему юридическому лицу указанная возможность сохраняется. Учредители и органы управления недействующего юридического лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности на основании решения суда, вынесенного по заявлению уполномоченного органа.

Положения п.2 и 3 комментируемой статьи представляют собой трансформацию специальных требований законодательства о государственной регистрации юридических лиц, которые предусматривали возможность исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ на основании решения уполномоченного органа. Однако на практике уполномоченный орган использует данную возможность достаточно редко, поскольку она сопряжена с признанием погашенными долгов недействующего юридического лица, а также соблюдением процессуального порядка прекращения такой организации. Это влечет за собой ряд расходов, возложенных в данном случае на государственную казну.

3. Судебная практика:

- постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.08.2016 N Ф03-3333/2016 по делу N А24-4631/2015 (о признании незаконным отказа регистрирующего органа в принятии решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ);

- постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.06.2016 по делу N А56-31370/2015 (о взыскании с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя);

- постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.07.2016 N Ф10-2085/2016 по делу N А68-5450/2015 (о признании недействительным решения налогового органа об исключении общества из ЕГРЮЛ; об обязании восстановить общество в ЕГРЮЛ).