1. Признавая в ст.1 равенство участников гражданских правоотношений, ГК РФ в комментируемой статье закрепляет право граждан на занятие предпринимательской деятельностью, понятие которой сформулировано в абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ, и где содержится положение о том, что лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, получаются свой официальный статус только при условии их регистрации в качестве таковых.
В соответствии с нормами ГК РФ граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью:
1) посредством создания юридического лица (см. ст.48 и др. статьи гл.4 ГК РФ);
2) без образования юридического лица, выступая в гражданском обороте в качестве индивидуального предпринимателя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также иными связанными с этим аспектами, и в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются специальным законом - ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
По общему правилу государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (см. об этом подробнее комментарий к ст.20 ГК РФ).
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Таким образом, гражданин получает официальный статус индивидуального предпринимателя с момента внесения о нем сведений в качестве такового в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
Более детально вопросы государственной регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя регулируются положениями гл.VII.1 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
2. В силу п.3 комментируемой статьи к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, т.е. организациями, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (см. п.1 ст.50 ГК РФ). Согласно п.2 ст.50 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Таким образом, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения, на индивидуальных предпринимателей распространяются нормы, регулирующие аспекты деятельности обозначенных коммерческих организаций (разумеется, в той части, которая допустима к применению).
3. Граждане не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, не будучи зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. В случае возникновения спорных ситуаций по таким сделкам суд может применить к ним правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Так, в постановлении Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" (см. п.12) указывается, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в нарушение требований, установленных п.1 комментируемой статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является индивидуальным предпринимателем. Если, например, при этом были нарушены права потребителей услуг (товаров) указанного гражданина, то по таким сделкам суд применяет законодательство о защите прав потребителей.
4. Нормы ГК РФ допускают возможность осуществления гражданами производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства посредством создания специального субъекта - крестьянского (фермерского) хозяйства, которое может выступать в гражданском обороте:
1) в качестве юридического лица, являющегося в силу п.2 ст.50 ГК РФ коммерческой организацией, правовой статус которой определен положениями ст.86.1 ГК РФ;
2) без образования юридического лица. Согласно абз.1 п.5 комментируемой статьи граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве, а именно - ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Здесь следует учесть, что данный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, прежде всего, как субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, что прямо закреплено в п.3 ст.1 указанного закона.
Интересно отметить, что вне зависимости от того, в каком статусе крестьянское (фермерское) хозяйство намеревается выступать в гражданском обороте, свое официальное признание оно получает только с момента государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ. И здесь налицо несогласованность норм ГК РФ и ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
________________
Спорные аспекты касаются только крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. Правоспособность крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (см. абз.1 п.3. ст.49 ГК РФ).
В ГК РФ (абз.2 п.5 комментируемой статьи) определено, что государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя подлежит гражданин, который намеревается стать главой крестьянского (фермерского) хозяйства. В ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" речь идет исключительно о самом фермерском хозяйстве (см. ст.5).
Как отмечает Н.Н.Мельников, анализ деятельности регистрационных органов позволил выявить следующие основные подходы, применявшиеся при регистрации фермерских хозяйств России. В ряде случаев регистрировалось непосредственно хозяйство с выдачей соответствующего свидетельства, в котором содержались данные о создании КФХ, отмечалось, что глава хозяйства является предпринимателем. Также в свидетельстве указывались члены фермерского хозяйства. Иногда регистрировался лишь глава как предприниматель, а в графе "виды деятельности" делалась запись: "ведение крестьянского хозяйства", в других случаях выдавалось свидетельство о регистрации предпринимателя вообще без указания на фермерское хозяйство, что приводило к потере налоговых льгот.
________________
См. Мельников Н.Н. Характеристики крестьянского (фермерского) хозяйства по законодательству России и стран СНГ // Журнал российского права. 2007. N 11 // URL: http://www.center-bereg.ru/k2107.html
Н.И.Ковальчук в свою очередь отмечает, что "в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей (ст.4 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Других субъектов регистрации нет. Если КФХ не является юридическим лицом, то оно может регистрироваться только по правилам для индивидуального предпринимателя".
________________
См. Ковальчук Н.И. Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". М., 2016. Комментарий к ст.5.
На сегодняшний день действует приказ Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", которым в том числе утверждены формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств:
- форма N Р21002 "Заявление о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства";