Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 29. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака

1. Как установлено в ст.14 СК, брак не может быть заключен (а заключенный признается недействительным) между:

- лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке;

- близкими родственниками, т.е. родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии - родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами;

- усыновителями и усыновленными;

- лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Статья 29 предусматривает случаи, когда перечисленные обстоятельства (за исключением, разумеется, близкого родства) отпали к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным.

В этих случаях суд может признать брак действительным, что в юридической литературе именуется санацией брака.

2. Важно понимать, что закон не обязывает, а лишь управомочивает суд на санацию брака. Отсюда следует, что даже если препятствия к браку отпали (например, предыдущий брак прекращен, недееспособное в момент регистрации брака лицо признано дееспособным), суд может признать его недействительным исходя, например, из интересов добросовестного супруга, других лиц, права которых были нарушены, а также из морально-этических соображений.

3. Поскольку ни комментируемая статья, ни другие нормы СК не дают ответа, с какого момента брак должен быть признан действительным в результате санации (а от этого зависит регулирование целого ряда имущественных и неимущественных семейных отношений), этот момент должен установить суд своим решением.

Представляется, что брак следует санировать с момента, когда отпали обстоятельства, делавшие его недействительным. Например, его нельзя признать существующим раньше, чем был прекращен предыдущий брак.

4. Необходимо различать санацию брака и отказ в иске о признании недействительным брака с лицом, не достигшим брачного возраста. Если такое обстоятельство, как недостижение брачного возраста, еще не отпало, суд вправе не принять его во внимание в следующих случаях:

- когда этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга;

- когда нет его согласия на признание брака недействительным.

5. Итак, мы перечислили указанные в п.1 и 2 ст.29 случаи, когда суд может, т.е. вправе, но не обязан: признать брак действительным; отказать в иске о признании его недействительным. Совершенно по-другому звучит норма, касающаяся фиктивного брака: суд не может признать брак фиктивным, если супруги фактически создали семью до того, как началось разбирательство дела.

В то же время именно суд должен установить, создана ли семья на самом деле, т.е. ведут супруги общее хозяйство, живут вместе, воспитывают и содержат общих детей (детей одного из них) или нет. Когда же эти и подобные обстоятельства доказаны, речи о фиктивности брака быть не может.

6. В соответствии с п.4 ст.29 после расторжения брака (как в судебном порядке, так и в органах загса) ставить вопрос о его недействительности допустимо только в двух случаях:

1) при наличии между супругами запрещенной законом степени родства;

2) если хотя бы один из них в момент регистрации состоял в другом нерасторгнутом браке.

В этой связи Верховный Суд РФ разъяснил.

Если в указанных выше случаях брак расторгнут в судебном порядке, то иск о признании такого брака недействительным может быть рассмотрен судом лишь при условии, что сначала будет отменено решение о расторжении брака, поскольку, принимая такое решение, суд исходил из факта действительности заключенного брака. Согласно нормам ГПК факты и правоотношения, установленные таким решением, не могут быть оспорены теми же сторонами в другом процессе.

Если же брак расторгнут в органах загса, а впоследствии предъявлены требования об аннулировании записи о расторжении брака и о признании его недействительным, суд вправе рассмотреть эти требования в одном производстве (п.24 Постановления 5 ноября 1998 года N 15).