1. Комментируемая статья регулирует порядок расторжения брака, если оба супруга не возражают против развода, но при этом:
1) они имеют общих несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных);
2) один из них уклоняется от расторжения брака в органах загса.
В отличие от случаев, когда один из супругов не желает развода (см. коммент. к ст.22), при взаимном согласии суд не должен выяснять мотивов, по которым они отказываются сохранить семью. Поэтому в исковом заявлении такие мотивы не указываются (о содержании этого заявления см. коммент. к ст.21).
2. Пункт 1 ст.23 аналогичен норме п.1 ст.24 СК о праве супругов представить в суд соглашение о том, кто из них будет воспитывать и содержать детей. Далее указывается, что, если такого соглашения нет либо оно нарушает интересы детей, суд защищает их в порядке, предусмотренном п.2 ст.24 СК (см. коммент. к ней).
Тем самым законодатель подчеркивает, что упрощенный порядок расторжения брака, введенный комментируемой статьей, ни в коей мере не должен снизить уровень правовой охраны несовершеннолетних детей.
Важно помнить, что в любом случае - по договоренности супругов или по решению суда - должно быть установлено:
- с кем из родителей будут проживать дети после развода;
- с кого из родителей и в каких размерах будут взыскиваться алименты на детей.
3. Если при разводе в судебном порядке будет установлено, что супруги не договорились о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке и размере выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, а также о разделе общего имущества, суд одновременно с требованием о расторжении брака разрешает и эти вопросы.
То же касается случаев, когда соглашение между мужем и женой хотя и заключено, но нарушает интересы либо детей, либо одного из супругов (обычно более слабого в экономическом смысле).