Согласно ежегодному рейтингу международной антиконтрафактной коалиции с 2005 года по 2015 год Российская Федерация относилась к группе стран с приоритетом для наблюдения за ситуацией наряду с такими странами, как Китайская Народная Республика, Республика Индия, Республика Индонезия. Российскую Федерацию опережают и находятся на лучшей позиции такие страны, как Социалистическая Республика Вьетнам, Федеративная Республика Нигерия, Федеративная Республика Бразилия.
Анализ международной практики борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции показывает, что определение и реализация системных мер противодействия незаконному обороту позволяет выстроить эффективный контроль в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции и снизить объемы незаконного оборота.
Так, в Малайзии с 2000 года внедряются следующие меры по противодействию незаконному ввозу и производству промышленной продукции:
создание специальной оперативной группы по борьбе с незаконным производством и оборотом, включающей представителей полиции, таможенных органов, министерства здравоохранения, энергетической комиссии, института стандартов и промышленных исследований, иных заинтересованных ассоциаций и организаций, для проведения совместных рейдов, дискуссий и анализа законодательства страны;
создание экспертно-криминалистического центра при департаменте химии в целях проведения экспертиз для обнаружения источника производства;
усиление мер пограничного контроля;
создание системы поощрений за информацию об источниках продаж (производства) контрафактной промышленной продукции (поощрение выплачивается непосредственно из суммы штрафа в рамках установленной нормы, согласно которой в случае вынесения обвинительного приговора, предусматривающего штраф, суд может обязать обвиняемого выплатить информатору часть штрафа в размере определенной судом доли суммы штрафа, при этом размер выплаты не может превышать половину суммы штрафа);
упрощение процедуры подачи жалобы владельцами торговой марки в случае наличия у них подозрений на поставку незаконно оборачиваемой продукции;
предоставление заинтересованным сторонам технической и лабораторной поддержки для проведения экспертной оценки.
В результате применяемых мер число случаев изъятия товара из незаконного производства или оборота в 2004-2010 годах снизилось с 3914 единиц до 1328 единиц, стоимость конфискованной продукции - с 28 млн. долларов до 4 млн. долларов.
В 2011 году дополнительно были повышены штрафы за нарушение законодательства Малайзии об интеллектуальной собственности - с 70 тыс. долларов до 140 тыс. долларов за первое нарушение, со 140 тыс. долларов до 280 тыс. долларов для последующих случаев.
Для решения проблемы незаконного оборота промышленной продукции в Федеративной Республике Нигерии в 2001 году была принята новая стратегия по борьбе с поддельными лекарствами, предусматривающая следующие меры по борьбе с незаконным производством и оборотом:
проведение кампании по информированию населения о вреде фальсифицированных лекарств;
обязательная сертификация поставщиков по требованиям стандарта "Надлежащая производственная практика";
обязательная проверка всех иностранных предприятий перед регистрацией лекарств;
тестирование всех препаратов, ввозимых из Республики Индии или Китайской Народной Республики;
предоставление от банков страны всей финансовой информации, связанной с импортом лекарств, в Национальное агентство по управлению и контролю за продуктами и лекарствами;
предоставление импортерами информации об импорте до ввоза промышленной продукции;
внедрение системы мобильной авторизации - обязательное нанесение специального кода на упаковку лекарственного препарата, по которому потребитель посредством коротких сообщений может проверить его подлинность до приобретения лекарства. В случае невозможности отследить импортера товара владелец склада, где обнаружен товар, подлежит аресту для проведения мероприятий по отслеживанию импортера.
В результате принятых мер число поддельных или несертифицированных лекарств сократилось в несколько раз. К 2005 году доля поддельных лекарств в общем их обороте снизилась до 16 процентов. К 2012 году доля поддельных лекарств в общем их обороте оценивалась в 6 процентов.
В Законе об интеллектуальной собственности Итальянской Республики отражены следующие положения:
принятие решения об ответственности покупателя продукции, находящейся в незаконном обороте (штраф до 7000 евро);
проверка покупателем законности происхождения товара (в 2004-2009 годах);
проведение рейдов финансовой полиции, проверок на таможне, расследований отделом по борьбе с организованной преступностью (мафией);
проведение информационных кампаний для повышения осведомленности покупателей об ответственности за покупку промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте;
организация телефонной линии для желающих сообщить о местах производства и продажи контрафактной промышленной продукции;
ведение единой таможенной базы (автоматизированной логической системы вычисления подделок и мошенничества) с информацией о том, как распознать контрафактную промышленную продукцию;
осуществление мониторинга онлайн-сервисов, предлагающих приобрести промышленную продукцию, находящуюся в незаконном обороте.