Недействующий

Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года (с изменениями на 18 октября 2018 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.02.2021 N 256-р)

V. Анализ международного опыта в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции


Согласно ежегодному рейтингу международной антиконтрафактной коалиции с 2005 года по 2015 год Российская Федерация относилась к группе стран с приоритетом для наблюдения за ситуацией наряду с такими странами, как Китайская Народная Республика, Республика Индия, Республика Индонезия. Российскую Федерацию опережают и находятся на лучшей позиции такие страны, как Социалистическая Республика Вьетнам, Федеративная Республика Нигерия, Федеративная Республика Бразилия.

Анализ международной практики борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции показывает, что определение и реализация системных мер противодействия незаконному обороту позволяет выстроить эффективный контроль в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции и снизить объемы незаконного оборота.

Так, в Малайзии с 2000 года внедряются следующие меры по противодействию незаконному ввозу и производству промышленной продукции:

создание специальной оперативной группы по борьбе с незаконным производством и оборотом, включающей представителей полиции, таможенных органов, министерства здравоохранения, энергетической комиссии, института стандартов и промышленных исследований, иных заинтересованных ассоциаций и организаций, для проведения совместных рейдов, дискуссий и анализа законодательства страны;

создание экспертно-криминалистического центра при департаменте химии в целях проведения экспертиз для обнаружения источника производства;

усиление мер пограничного контроля;

создание системы поощрений за информацию об источниках продаж (производства) контрафактной промышленной продукции (поощрение выплачивается непосредственно из суммы штрафа в рамках установленной нормы, согласно которой в случае вынесения обвинительного приговора, предусматривающего штраф, суд может обязать обвиняемого выплатить информатору часть штрафа в размере определенной судом доли суммы штрафа, при этом размер выплаты не может превышать половину суммы штрафа);

упрощение процедуры подачи жалобы владельцами торговой марки в случае наличия у них подозрений на поставку незаконно оборачиваемой продукции;

предоставление заинтересованным сторонам технической и лабораторной поддержки для проведения экспертной оценки.

В результате применяемых мер число случаев изъятия товара из незаконного производства или оборота в 2004-2010 годах снизилось с 3914 единиц до 1328 единиц, стоимость конфискованной продукции - с 28 млн. долларов до 4 млн. долларов.

В 2011 году дополнительно были повышены штрафы за нарушение законодательства Малайзии об интеллектуальной собственности - с 70 тыс. долларов до 140 тыс. долларов за первое нарушение, со 140 тыс. долларов до 280 тыс. долларов для последующих случаев.

Для решения проблемы незаконного оборота промышленной продукции в Федеративной Республике Нигерии в 2001 году была принята новая стратегия по борьбе с поддельными лекарствами, предусматривающая следующие меры по борьбе с незаконным производством и оборотом:

проведение кампании по информированию населения о вреде фальсифицированных лекарств;

обязательная сертификация поставщиков по требованиям стандарта "Надлежащая производственная практика";

обязательная проверка всех иностранных предприятий перед регистрацией лекарств;

тестирование всех препаратов, ввозимых из Республики Индии или Китайской Народной Республики;

предоставление от банков страны всей финансовой информации, связанной с импортом лекарств, в Национальное агентство по управлению и контролю за продуктами и лекарствами;

предоставление импортерами информации об импорте до ввоза промышленной продукции;

внедрение системы мобильной авторизации - обязательное нанесение специального кода на упаковку лекарственного препарата, по которому потребитель посредством коротких сообщений может проверить его подлинность до приобретения лекарства. В случае невозможности отследить импортера товара владелец склада, где обнаружен товар, подлежит аресту для проведения мероприятий по отслеживанию импортера.

В результате принятых мер число поддельных или несертифицированных лекарств сократилось в несколько раз. К 2005 году доля поддельных лекарств в общем их обороте снизилась до 16 процентов. К 2012 году доля поддельных лекарств в общем их обороте оценивалась в 6 процентов.

В Законе об интеллектуальной собственности Итальянской Республики отражены следующие положения:

принятие решения об ответственности покупателя продукции, находящейся в незаконном обороте (штраф до 7000 евро);

проверка покупателем законности происхождения товара (в 2004-2009 годах);

проведение рейдов финансовой полиции, проверок на таможне, расследований отделом по борьбе с организованной преступностью (мафией);

проведение информационных кампаний для повышения осведомленности покупателей об ответственности за покупку промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте;

организация телефонной линии для желающих сообщить о местах производства и продажи контрафактной промышленной продукции;

ведение единой таможенной базы (автоматизированной логической системы вычисления подделок и мошенничества) с информацией о том, как распознать контрафактную промышленную продукцию;

осуществление мониторинга онлайн-сервисов, предлагающих приобрести промышленную продукцию, находящуюся в незаконном обороте.