Результаты проведенного анализа развития отраслей промышленности с повышенной долей незаконного оборота промышленной продукции в общем обороте промышленной продукции позволили выявить следующие системные проблемы, характерные для всех отраслей промышленности:
распространенность нарушений при перемещении товаров через участки таможенной границы Евразийского экономического союза;
использование недобросовестными импортерами (поставщиками) такого фактора, как отсутствие контроля на внутренних границах государств - членов Евразийского экономического союза при перемещении промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте;
незаконное производство промышленной продукции, в том числе широкое распространение фальсифицированных товаров, произведенных без соблюдения производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами;
изготовление и использование заведомо ложных, поддельных сопроводительных документов (ветеринарных, фитосанитарных и др.), деклараций соответствия, сертификатов соответствия, протоколов испытаний промышленной продукции, в том числе с нарушениями процедур проведения испытаний, подтверждающих соответствие обязательным требованиям к безопасности, установленным техническими регламентами;
наличие пробелов в законодательстве Российской Федерации, регулирующем незаконный оборот промышленной продукции, в том числе отсутствие отдельных составов правонарушений по видам промышленной продукции, а также отсутствие специальной нормативно-правовой базы, направленной на регулирование правоотношений в сфере торговли промышленной продукцией в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Незаконный оборот промышленной продукции децентрализован и в настоящее время представляет собой нарушения, которые отражены в рамках отдельных положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в части вопросов таможенного и налогового регулирования, нарушения прав интеллектуальной собственности, а также несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами.
Вместе с тем проблема незаконного оборота промышленной продукции носит комплексный характер. Если промышленная продукция ввозится с нарушением законодательства Российской Федерации, то дальнейшая ее реализация на территории Российской Федерации также зачастую происходит с нарушениями законодательства Российской Федерации (налогового законодательства, законодательства о техническом регулировании и пр.).
Структура импорта Российской Федерации характеризуется в настоящее время высокой долей промышленной продукции. При этом значительная доля импортных поставок в общем объеме импорта осуществляется из стран, характеризующихся значительной долей производства контрафактной промышленной продукции и (или) фальсифицированной промышленной продукции.
Сложившаяся в 2014-2015 годах внешнеполитическая и экономическая ситуация, обусловившая в том числе сокращение уровня доходов населения, усугубила ситуацию в сфере незаконного оборота промышленной продукции, сориентировав потребительский спрос значительной части населения (прежде всего групп населения, находящегося в зоне риска) в пользу покупки контрафактной промышленной продукции и (или) фальсифицированной промышленной продукции.
Следует отметить, что технологические возможности недобросовестных производителей и поставщиков постоянно совершенствуются. Контрафактные и фальсифицированные товары становится все сложнее отличить от оригинала.
Поддельная промышленная продукция охватывает все ценовые сегменты (низкий и средний (массовые), а также высокий сегменты).
Наряду с этим деятельность недобросовестных производителей и поставщиков сопровождается наличием развитых обслуживающих рынков.
Так, сейчас развиваются рынки предоставления услуг по изготовлению заведомо ложных, поддельных сопроводительных документов (ветеринарных, фитосанитарных и др.), деклараций соответствия, сертификатов соответствия, протоколов испытаний промышленной продукции, обеспечению таможенного оформления с оптимизацией стоимости, кодов товарных позиций, а также аналогичных услуг.
По результатам проверок Федеральной службы по аккредитации в 2014 году значительное количество органов по сертификации и испытательных лабораторий нарушили требования законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.
Несмотря на прилагаемые усилия по координации и повышению эффективности таможенного и других видов контроля в Российской Федерации, приходится констатировать невозможность эффективного противодействия незаконному обороту промышленной продукции на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, выражающуюся в том числе в виде недостаточного уровня контроля, что позволяет недобросовестным поставщикам выводить свою продукцию на российский рынок.