1. Контроль за расходами отдельных гражданских служащих является важнейшей составляющей системы мер по профилактике и борьбе с коррупционными правонарушениями, позволяющий сопоставлять расходы и доходы гражданских служащих, особенно гражданских служащих, занимающих высшие руководящие должности.
Однако устанавливать обязанность представлять сведения о своих расходах, а также расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в отношении всех гражданских служащих нецелесообразно. В связи с этим законодатель в ч.1 комментируемой статьи установил, что такая обязанность возлагается лишь на гражданских служащих, замещающих должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом РФ. Это означает, что соответствующий представитель нанимателя вправе самостоятельно определить перечень должностей, замещение которых, по его мнению, может быть сопряжено с коррупционными правонарушениями.
Практика показывает, что в данные перечни включаются должности, замещение которых влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательства имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи (см. например, постановление Губернатора Приморского края от 1 сентября 2009 года N 60-пг "Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Приморского края, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Приморского края обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи").
2. Частью 2 комментируемой статьи определяется порядок осуществления контроля за расходами гражданского служащего и членов его семьи. В частности, устанавливается, что контроль за соответствием расходов гражданского служащего и членов его семьи их доходам осуществляется в порядке, установленном ФЗ "О противодействии коррупции" и Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", нормативными правовыми актами Президента РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.
К иным нормативных правовым актам РФ можно отнести нормативные правовые акты соответствующего уровня, регулирующие вопросы осуществления контроля за расходами, принимаемые во исполнение Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
К ним, в частности, можно отнести Положение о порядке осуществления контроля за соответствием расходов федеральных государственных гражданских служащих аппарата Верховного Суда Российской Федерации их доходам (утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 22 июля 2015 года N 614кд), Положением о контроле за соответствием расходов государственных гражданских служащих Пензенской области, а также расходов их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей их доходам, утв. постановлением Губернатора Пензенской области от 28 марта 2013 года N 60 и др. Следует отметить, что норма ч.2 ст.8.1 ФЗ "О противодействии коррупции", касающейся осуществления контроля за соответствием расходов установленных лиц их доходам, также отсылает к Федеральному закону от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
3. Частью 3 комментируемой статьи установлена ответственность за невыполнение вышеуказанных требований.
В частности, устанавливается ответственность гражданского служащего за непредставление или представление неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо за непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно. Указанные действия (бездействие) гражданского служащего признается правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
В данной норме законодатель по неясной причине продублировал также норму ч.6.1 ст.20 комментируемого Закона, касающуюся сведений о доходах, имуществе и правах имущественного характера. Рассматривая данную норму в совокупности с уже упомянутой ч.6.1 ст.20 вполне логично было бы закрепить в статье, регулирующей вопросы представления гражданским служащим сведений о расходах, лишь норму об ответственности за невыполнение требований данной статьи.
Правоприменителям же, в случае необходимости применения ч.6.1 ст.20, следует ссылаться также и на комментируемую норму.