1. Комментируемая статья закрепляет состав законодательства о государственной гражданской службе, содержит перечень его источников и определяет соотношение между ними. Анализ представленного перечня нормативных актов показывает, что данное законодательство строится как двухуровневая система. Оно состоит из законодательных актов федерального уровня и аналогичных актов уровня субъектов РФ. В составе такого законодательства есть законы (в буквальном смысле) и подзаконные нормативные правовые акты о государственной гражданской службе.
Обязательным требованием к построению такой системы законодательных актов является их соответствие Конституции РФ, которая является системообразующим элементом нормативно-правовой базы государственной гражданской службы Российской Федерации. На общепризнанных конституционных положениях основаны федеральные законы и иные нормативные акты, составляющие законодательство о государственной гражданской службе. В Конституции РФ закреплены такие правовые основы, как осуществление народом своей власти через органы государственной власти (ч.2 ст.3), единство системы государственной власти (ч.3 ст.5); разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10), равный доступ граждан к государственной службе (ч.4 ст.32). Важное значение имеют положения Конституции РФ (ч.2 ст.42) о возможности обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие конституционные нормы.
Конституция РФ в п."т" ст.71 также устанавливает, что федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации; в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов (п."л" ст.72). В отличие от федеральной государственной службы правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Вслед за Конституцией РФ назван ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации". Этот закон определяет правовые и организационные основы системы государственной службы России, в том числе системы управления государственной службой. Данный закон подразделяет ныне государственную службу на государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов (ст.2). В нем дано понятие и определен статус государственной гражданской службы, причем как федерального, так и регионального уровня (ст.5). Кроме того, этот закон регламентирует общие условия государственной службы, устанавливает систему управления ею.
Для государственной гражданской службы основным "работающим" нормативным правовым актом является одноименный комментируемый Закон, принятый через год и два месяца после ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", которым устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы России. Его нормами регулируются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) как федерального государственного гражданского служащего, так и гражданского служащего субъекта РФ.
Комментируемая статья допускает принятие и других федеральных законов о государственной гражданской службе, в том числе регулирующих особенности прохождения гражданской службы. В настоящее время таких федеральных законов нет. Если не считать законы, регулирующие отдельные отношения, связанные с функционированием института государственной гражданской службы и деятельностью гражданских служащих. К числу таких можно отнести федеральные законы: от 8 марта 2006 года N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции", от 25 июля 2006 года N 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию", от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", ФЗ "О противодействии коррупции", ФЗ "О персональных данных" и некоторые другие.
К числу "других федеральных законов", распространяющих свое действие на гражданских служащих следует отнести также ТК РФ. На государственных служащих в субсидиарном порядке (дополнительно) распространяется трудовое законодательство. Как сказано в ст.73 комментируемого Закона, федеральные законы, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным законом о государственной гражданской службе.
Помимо законов регулирование многих вопросов организации и функционирования государственной службы (в том числе и государственной гражданской службы) в настоящее время осуществляется подзаконными нормативными актами. Президентом РФ подписан ряд Указов, название которых свидетельствует о разнообразии регулируемых вопросов государственной гражданской службы. В частности, это указы:
- от 31 декабря 2005 года N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы";
Немало вопросов государственной гражданской службы регулируется постановлениями Правительства РФ. Прежде всего, они касаются не только правовых, но и организационных мер по исполнению федеральных законов и указов Президента РФ о государственной службе. Так, Правительство РФ ежегодно утверждает государственный заказ на повышение квалификации гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти.
Правительством РФ путем принятия постановлений регламентирует порядок определения количества высших, главных, ведущих и старших должностей государственных служащих в федеральных органах исполнительной власти, обеспечивает финансирование расходов, связанных с проведением аттестации федеральных гражданских служащих, проведением квалификационных экзаменов и проведением конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной гражданской службы, решает иные вопросы гражданской службы.
Вот лишь некоторые из значимых постановлений Правительства РФ, принятых в последние годы по вопросам государственной службы: