Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

1. Комментируемая статья закрепляет состав законодательства о государственной гражданской службе, содержит перечень его источников и определяет соотношение между ними. Анализ представленного перечня нормативных актов показывает, что данное законодательство строится как двухуровневая система. Оно состоит из законодательных актов федерального уровня и аналогичных актов уровня субъектов РФ. В составе такого законодательства есть законы (в буквальном смысле) и подзаконные нормативные правовые акты о государственной гражданской службе.

Обязательным требованием к построению такой системы законодательных актов является их соответствие Конституции РФ, которая является системообразующим элементом нормативно-правовой базы государственной гражданской службы Российской Федерации. На общепризнанных конституционных положениях основаны федеральные законы и иные нормативные акты, составляющие законодательство о государственной гражданской службе. В Конституции РФ закреплены такие правовые основы, как осуществление народом своей власти через органы государственной власти (ч.2 ст.3), единство системы государственной власти (ч.3 ст.5); разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10), равный доступ граждан к государственной службе (ч.4 ст.32). Важное значение имеют положения Конституции РФ (ч.2 ст.42) о возможности обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие конституционные нормы.

Конституция РФ в п."т" ст.71 также устанавливает, что федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации; в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов (п."л" ст.72). В отличие от федеральной государственной службы правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Вслед за Конституцией РФ назван ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации". Этот закон определяет правовые и организационные основы системы государственной службы России, в том числе системы управления государственной службой. Данный закон подразделяет ныне государственную службу на государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов (ст.2). В нем дано понятие и определен статус государственной гражданской службы, причем как федерального, так и регионального уровня (ст.5). Кроме того, этот закон регламентирует общие условия государственной службы, устанавливает систему управления ею.

Для государственной гражданской службы основным "работающим" нормативным правовым актом является одноименный комментируемый Закон, принятый через год и два месяца после ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", которым устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы России. Его нормами регулируются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) как федерального государственного гражданского служащего, так и гражданского служащего субъекта РФ.

Комментируемая статья допускает принятие и других федеральных законов о государственной гражданской службе, в том числе регулирующих особенности прохождения гражданской службы. В настоящее время таких федеральных законов нет. Если не считать законы, регулирующие отдельные отношения, связанные с функционированием института государственной гражданской службы и деятельностью гражданских служащих. К числу таких можно отнести федеральные законы: от 8 марта 2006 года N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции", от 25 июля 2006 года N 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию", от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", ФЗ "О противодействии коррупции", ФЗ "О персональных данных" и некоторые другие.

К числу "других федеральных законов", распространяющих свое действие на гражданских служащих следует отнести также ТК РФ. На государственных служащих в субсидиарном порядке (дополнительно) распространяется трудовое законодательство. Как сказано в ст.73 комментируемого Закона, федеральные законы, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным законом о государственной гражданской службе.

Помимо законов регулирование многих вопросов организации и функционирования государственной службы (в том числе и государственной гражданской службы) в настоящее время осуществляется подзаконными нормативными актами. Президентом РФ подписан ряд Указов, название которых свидетельствует о разнообразии регулируемых вопросов государственной гражданской службы. В частности, это указы:     

- от 12 августа 2002 года N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих";

- от 1 февраля 2005 года N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации";

- от 1 февраля 2005 года N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)";

- от 1 февраля 2005 года N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации";

- от 1 февраля 2005 года N 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим";

- от 16 февраля 2005 года N 159 "О Примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации";

- от 18 июля 2005 года N 813 "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих";

- от 27 сентября 2005 года N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих";

- от 31 декабря 2005 года N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы";

- от 28 декабря 2006 года N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации";

- от 1 июля 2010 года N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов";

- от 9 февраля 2013 года N 126 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров";

- от 18 декабря 2008 года N 1799 "О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи";

- от 23 июня 2014 года N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации";

- от 22 декабря 2015 года N 650 "О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации";

- от 11 августа 2016 года N 403 "Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы" и др.


Немало вопросов государственной гражданской службы регулируется постановлениями Правительства РФ. Прежде всего, они касаются не только правовых, но и организационных мер по исполнению федеральных законов и указов Президента РФ о государственной службе. Так, Правительство РФ ежегодно утверждает государственный заказ на повышение квалификации гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти.

Правительством РФ путем принятия постановлений регламентирует порядок определения количества высших, главных, ведущих и старших должностей государственных служащих в федеральных органах исполнительной власти, обеспечивает финансирование расходов, связанных с проведением аттестации федеральных гражданских служащих, проведением квалификационных экзаменов и проведением конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной гражданской службы, решает иные вопросы гражданской службы.

Вот лишь некоторые из значимых постановлений Правительства РФ, принятых в последние годы по вопросам государственной службы: